План. 1. Информационная часть. Проблема психологического здоровья на современном этапе. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка. Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе. 2. Практическая часть. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка. Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов и детей. Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду». 3.Обсуждение, подведение итогов.
Зависимость здоровья человека от различных факторов
ФИЗИЧЕСКОЕ - ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ; - БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ; - ДВИГАТЕЛЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ; - ОТДЫХ; - РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ; - ВАЛЕОЛОГИЯ. СОЦИАЛЬНОЕ - ОБЩЕНИЕ; - ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ; - САМООЦЕНКА И ОЦЕНКА ОКРУЖАЮЩИХ; - ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. Духовное -ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРИРОДОЙ И ОБЩЕСТВОМ; -МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; - РАЗВИТИЕ ПРИРОДНЫХ ДАННЫХ ; - МИР ИСКУССТВА; - ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Психическое - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ; - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ; - ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ, ИГРЕ, УЧЕБЕ, РАБОТЕ; - КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ; - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ; - ВАЛЕОЛОГИЯ, МОИ ЧУВСТВА И МЫСЛИ. З ДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
Психологическое здоровье Окружающая среда Внутренний мир ОБЩЕСТВОСМИЭКОЛОГИЯДОУСЕМЬЯ АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА (сознание, поведение, самостоятельность ) ГЕНЕТИКА, ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЕНКА БОЛЕЗНИ, ПАТОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Психологическое здоровье -неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека: творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность на себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии. Ключевым словом для его описания является «гармония», или «баланс». Гармония между эмоциональным и интеллектуальным, телесным и психическим. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие.
Основные показатели психологического здоровья: Психологическое здоровье Высокий уровень коммуникативных навыков Положительная мотивация к социальной деятельности Отсутствие нарушений в поведении Быстрая адаптация к условиям ДОУ
Уровни психологического здоровья: 1) Креативный (высокий) - дети с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи; 2) Адаптивный ( средний) - дети, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность; 3) Дезадаптивный (низкий) – дети, чей стиль поведения характеризуется стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям, или наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Эти дети требуют индивидуальной психологической помощи.
Главная задача ДОУ. Создание таких условий, которые гарантируют формирование и сохранение здоровья детей: - создавать ребенку общий положительный и устойчивый фон психологического состояния; - обеспечивать развитие деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства.
Условия, составляющие психологическое здоровье детей: Психологический комфорт Психологический климат
Психологический комфорт комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические. В этом состоянии отмечается отсутствие напряжения психических и физиологических функций организма.
Психологический комфорт создают: Игры и упражнения (этюды). Музыкальные произведения. Произведения живописи. Театр и театральная деятельность Чтение художественной литературы. Общение с природой. Физические упражнения, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика А главное взрослый – образец для ребенка: чуткий, добрый, приветливый, веселый, находящий время для общения с каждым ребенком, оптимист.
Почему важно сохранять психологическое здоровье детей? Последствия психологического дискомфорта для ребенка: - появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; - переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма); -проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты - позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)
Психологический климат- комплекс внутренних условий, которые обеспечивают в процессе развития и жизнедеятельности группы, коллектива положительную (отрицательную) перспективу как для группы в целом, так и для каждого члена группы. Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.
Климат (или атмосфера) в группе детского сада определяется: отношениями между воспитателем и детьми; отношениями между самими детьми.
Стили педагогического общения Авторитарный Либеральный (попустительский) Демократический
Психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка. Создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей и воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.
Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка. «Я в своей группе детского сада». Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада
Анализ «Атмосфера в моей группе». Проанализируйте групповую ситуацию с использованием следующей схемы: Обстановка в группе. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.) Почему я так думаю? Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные? Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные? Взаимоотношения между воспитателем и ребенком. С кем из детей у меня хороший контакт? Чем это объясняется? С кем из детей у меня не такие хорошие отношения? Чем это можно объяснить? Взаимоотношения между детьми. Между какими детьми существуют хорошие отношения? Чем это вызвано? Какие дети часто ссорятся между собой? Почему это происходит? Каких детей часто обижают? Почему это происходит?
Тест на эмоциональное отношение. Материал: лист бумаги, цветные карандаши. ( Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через клетку). Вопросы можно подобрать самим. Детей сажают по одному за стол. Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в детский сад. Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь. Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой. Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты ложишься спать.
Обозначение цветов Красный - возбужденное, восторженное отношение. Оранжевый - радостное, приятное. Желтый - теплое, доброжелательное. Зеленый - спокойное. Синий - грустное, неудовлетворительное. Фиолетовый, коричневый - тревожное. Черный - печаль, уныние.
Список литературы: Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников.- Ростов н/ Д: Феникс,2007 Ветрова Уроки психологического здоровья.- М,: ТЦ Сфера, 2011
Презентация подготовлена педагогом-психологом Семеновой С.В.