«Использование здоровьесберегающих методик В.Ф. Базарного в работе с детьми специализированной зрительной группы» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА– ДЕТСКИЙ САД 21 «МАЛЫШОК» город Новоалтайск Алтайского края
Посещая зрительные группы, дети получают достаточно интенсивное длительное комплексное лечение, сочетающееся с рационально построенным педагогическим процессом, предусматривающим коррекционно-воспитательную работу с учётом их зрительных возможностей. Работая на группы для детей с нарушением зрения, на первый план выходит проблема восстановления здоровья ребенка. Снижение остроты зрения и недостаточность состояния здоровья ведет к возникновению у детей трудностей накопления чувственно- практического опыта и сложностей ориентировки в окружающем мире. Используя элементы здоровьесберегающих методик доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, в основе которых лежит комплексное воздействие на детей через повышение телесно- моторной активности, мы успешно решаем эти задачи.
Работая по единому плану лечебно - воспитательной работы, мы добиваемся высоких результатов. ребёнок врач- офтальмолог воспитатели учитель- дефектолог учитель- логопед музыкальный руководитель родители
Особое внимание мы уделяем соблюдению зрительного режима: соответствующая освещённость групповых комнат; правильная зашоренность окон с целью максимального использования естественного света; использование подставок для рассматривания книг, иллюстраций; дозированный просмотр теле - и видеопередач; правильная посадка за столом.
Хорошее зрение обеспечивается сбалансированной нагрузкой на глаза, то есть поочерёдным фокусированием на близких и дальних объектах. С этой целью регулярно устраиваем специальную разгрузку с переводом зрения на дальние дистанции, используя для этого разные приёмы: Упражнение с меткой на стекле «Окно» Упражнение с игрушкой Упражнение с пальчиком Упражнение с молоточком
Тренажер «Дорожки» в кабинете учителя-логопеда Гимнастика на зрительном стадионе Схемы зрительных траекторий, сигнальные метки используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. Дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает их работоспособность, снижает утомляемость, способствует развитию сенсомоторных функций.
Используя «технологию раскрепощенного развития» мы проводим занятия в режиме смены динамических поз: часть занятия дети проводят стоя, часть сидя, а часть – лежа (релаксация). Тем самым сохраняется «вертикализация позы» и укрепляется позвоночник, формируется правильная осанка. Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы: улучшаются ростовые процессы; укрепляется иммунная система; поддерживаются высокие показатели физической и психической активности детей. на занятии учителя-логопеда на занятии в группе
С целью развития мелкой моторики регулярно проводим пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры с речевым сопровождением. Они способствуют развитию у детей памяти, тактильного восприятия, тонкокоординированных движений кисти и пальцев рук, контроля над мышечными ощущениями.
Дети любят массаж кистей и пальцев рук, владеют приёмами самомассажа. Это позволяет нам значительно улучшить развитие мелкой моторики рук, что способствует легкому овладению нашими выпускниками навыками письма в школе.
В игровой форме проводим физкультминутки и гимнастику для глаз, учитывая возрастные и зрительные особенности детей. Их содержание подбираем в соответствие с темой занятия, чтобы не прерывать единства. «Вертикализация позы» стимулирует расслабление глазных мышц, улучшает периферическое зрение, повышает уровень психического и физического здоровья. Гимнастика для глаз Физкультминутка
Малая двигательная активность детей во время занятий приводит к общему мышечному расслаблению, нарастанию утомления. Для преодоления этого мы организуем максимальную двигательную активность детей в течение всего дня: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, игры малой подвижности между занятиями, час двигательной активности после сна.
Использование здоровьесберегающих методик В.Ф. Базарного в нашей коррекционной работе в совокупности с лечебными мероприятиями помогает быстрее восстановить зрение детей, снизить заболеваемость ОРВИ, гриппа, повысить посещаемость детей в группе.