Береговая Ольга Васильевна
Эффективность управления дошкольным образовательным учреждением напрямую зависит от: умения руководителя осознавать стратегические цели, правильно распределять время и усилия, умения создавать управленческие концепции развития.
Система планирования в ДОУ состоит из нескольких слоёв или уровней планов: Стратегического (долгосрочного), Тактического (обеспечивает реализацию стратегических планов) и Оперативного (разработка конкретных действий).
Стратегическое планирование Тактическое планирование Оперативное планирование Основные стратегические направления на 5 лет Годовой план Календарные планы образ. работы Программа развития ДОУУчебный план Планы специалистов Концепция развития ДОУСетка занятий Перспективные планы воспитателей Основная общеобразовательная программа (ООП) Перспективные планы воспитателей Тематические планы Модель выпускника Индивид карты развития ребенка Диагностические карты развития
Концепция (от лат. conceptio понимание, система) - определённый способ понимания какого-либо явления, процесса, основная точка зрения, руководящая идея. Концепция определяет стратегию.
Стратегия (др.-греч. «искусство полководца») общий, не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. I этапII этапIII этап
Программа развития ДОУ состоит из 4-х частей : Раздел I. Информация-справка о ДОУ. Раздел II. Проблемный анализ состояния воспитательно-образовательного процесса. Раздел III. Концепция и стратегия развития ДОУ. Раздел IV. План действий.
Основная общеобразовательная программа (ООП) В условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) каждое дошкольное образовательное учреждение обязано разработать основную общеобразовательную программу ДОУ.
Основная общеобразовательная программа состоит из 2-х частей: I. Инвариантная часть состоит из пояснительной записки; организации режима пребывания детей в образовательном учреждении; содержания психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка"; содержания коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья) - при наличии специалиста в ДОУ; планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. II. Вариативная часть состоит из приоритетных направлений деятельности, в том числе по физическому, социально- личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Годовой план включает следующие разделы: > 1. Анализ конечных результатов прошедшего учебного года. > 2. Планирование деятельности ДОУ на предстоящий учебный год: > 2.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни; > 2.2. Обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с государственными требованиями и программой МБДОУ; > 2.3. Создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе; > 2.4. Научно-методическое и кадровое обеспечение учебно- воспитательного процесса; > 2.5. Взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями; > 2.6. Укрепление материально-технической и финансовой базы.
Пример комплексно- тематического планирования Тема Развернутое содержание работы Период Варианты итоговых мероприятий Детский сад Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). Познакомить с детьми, воспитателем. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям. 20 августа 10 сентября Осень Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью сентября Праздник «Осень». Выставка детского творчества, Сбор осенних листьев и создание коллектив ной работы плаката с самыми красивыми из собранных листьев
Перспективное и календарное планирование Перспективное Календарное Тематический компонент (+ форма проведения) Целевой компонент Временной компонент Интеграция образовательных областей Методическое обеспечение Основной образовательный материал (соответствие ФГТ к условиям реализации ООП) Отметка о выполнении (необязательный компонент) Тематический компонент (+ форма проведения) Целевой компонент Содержательный компонент (степень развёрнутости в зависимости от опыта педагога, по согласованию с зам. по ВМР)
Образовательный процесс в ДОУ строится на адекватных возрасту формах обучения учебное занятие - игра - наблюдение - экспериментирование - коллекционирование - реализация проектов - решение проблемных ситуаций и др. НЕТДА
Основные отличия занятия и НОД ЗанятиеНОД ~ Субъект-объектные отношения взрослого и детей ~ Учебная модель организации ~ Чёткие временные определения (Сан ПиН) ~ Планирование по задачам ~ Планирование образовательных задач по «предметам» (ФЭМП, развитие речи и т.д.) ~ Субъект-субъектные отношения взрослого и детей ~ Свободная модель организации (размещение детей, взрослого; выход за пределы группы и т.д.) ~ Новые Сан ПиНы с указанием максимального времени (не более….) ~ Тематический принцип планирования ~ Интеграция образовательных областей