ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛИВЕРСТОВА ИРИНА ВАЛЕРИЕВНА
ДОСТУПНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -это «возможность выбора и поступления в дошкольные образовательные учебные заведения и непрерывного в нем обучения» * * Селиверстова И.В. «Доступность дошкольного образования: влияние территориального фактора» // Социологические исследования C ГОД
ДОСТУПНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -это «возможность выбора и непрерывного получения качественных образовательных услуг в соответствии с возрастными особенностями» 2012 ГОД
НЕРАВЕНСТВО В ДОСТУПЕ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ: в виде прямого неравенства, в случае абсолютной невозможности получения ребенком общественного дошкольного образования в той или иной форме. в виде относительного неравенства, в случае отсутствия возможности выбора желаемой формы, вида и уровня качества предоставляемых образовательных услуг.
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДОСТУПНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Низкий уровень абсолютной доступности образования означает полное отсутствие доступа к образованию данной ступени. Низкий уровень относительной доступности определяется невозможностью получения образования определенного качества и несоответствием имеющихся (доступных) форм и видов образования запросу потребителей.
ПОТРЕБНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
АБСОЛЮТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В начале XXI века в Российской Федерации зафиксировано снижение уровня абсолютной доступности дошкольного образования для детей в возрасте 1-6 лет. Основной причиной снижения уровня абсолютной доступности дошкольного образования является отсутствие достаточного количества дошкольных образовательных учреждений и мест в них на фоне растущего спроса семей на услуги дошкольного образования. Анализ данных подтвердил отсутствие равных возможностей у детей разных возрастных групп и наличие определенного рода дискриминации детей младшего возраста в возможности получения услуг муниципальных дошкольных образовательных учреждений Особенно низкий уровень абсолютной доступности дошкольного образования наблюдается для группы детей с особыми потребностями по здоровью.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ Уровень относительной доступности в значительной мере определяется соответствием имеющегося предложения в сфере дошкольного образования запросу со стороны потребителей (в случае дошкольного образования – это родители детей и люди их заменяющие). Трансформация запроса различных социальных групп к системе дошкольного образования и чувствительность к нему со стороны института образования определяют динамику относительной доступности дошкольного образования.
ОСНОВНЫМИ ПАРАМЕТРАМИ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ДОСТУПНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ*: форма образовательных услуг, временной режим их предоставления, наличие в дошкольном образовательном учреждении дополнительных образовательных услуг, общее качество услуг с точки зрения потребителей. * По результатам социологических исследований годов.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДОСТУПНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФАКТОРЫ ПЕРВОГО ПОРЯДКА: Территориальный фактор Экономический фактор Фактор здоровья ФАКТОРЫ ВТОРОГО ПОРЯДКА Социокультурный фактор Информационное обеспечение
ОААА
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФАКТОР Имеет самое сильное влияние Имеет различное проявление в городской и сельской местности. Определяет сильную дифференциацию субъектов РФ и отдельных территорий в границах одного региона
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР Экономический фактор на уровне отдельных групп имеет незначительное влияние на степень абсолютной доступности дошкольного образования в целом по стране, но его действие имеет более сильное влияние для групп с низким уровнем доходов в отдельных территориях. В тоже время, зафиксировано значительно влияние экономического фактора на уровень относительной доступности дошкольного образования. От платности услуг и величины их стоимости зависит потребительский выбор семей с низким уровнем доходов, и соответственно именно этим фактором во многом определяется уровень относительной доступности дошкольного образования.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР В опросах родителей, чьи дети не посещают детского сада причин «Высокая родительская плата» не является ключевой. В качестве значимой причины непосещения ребенком ДОУ ее выбирают от 3 до 11% опрошенных. Больше расхождений зафиксировано между отдельными территориями. Колебания в динамике по одной территории не так сильно выражены.
ОТВЕТ РОДИТЕЛЕЙ НА ВОПРОС «КАК ВЫ ПОСТУПИТЕ, ЕСЛИ ВАМ ПРЕДЛОЖАТ ПЛАТИТЬ ЗА ДЕТСКИЙ САД СУЩЕСТВЕННУЮ ДЛЯ ВАШЕЙ СЕМЬИ СУММУ?» (2007 ГОД) Существе нно выше среднего Выше среднего Среднее Ниже среднего о Существ енно ниже среднего ВСЕ респонденты 1. Буду платить, так как хорошее образование ребенка дороже денег 70,3%68,5%50,2%31,8%10,3%50,5% 2. Буду платить, так как вынуждены отдать ребенка в детский сад 15,8%15,2%30,9%36,1%26,5%28,6% 3. Найду детский сад с меньшей оплатой даже в ущерб качеству образования 1,2%0,4%2,8%6,1%16,2%3,1% 4. Использую другие организованные формы дошкольного образования, даже если придется платить столько же 4,2%6,6%4,9%2,6%4,4%4,8% 5. Не поведу ребенка в детский сад, попрошу знакомых, родственников присмотреть за ним 0,6%2,1%5,2%16,6%33,8%6,6% 6. Уволюсь, буду сидеть дома с ребенком сам(а) 2,4%3,4%4,3%5,9%7,4%4,3% 7. Найду няню, гувернера даже, если придется платить дороже 5,5%3,4%1,3%0,0% 1,6% другое 0,0%0,6% 0,8%1,5%0,6%
ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ Причины, по которым дети не посещают детский сад: 2003 ГОД 33,5% - «Ребенок часто болеет», поэтому не может посещать детский сад. 13,5% -«У ребенка хроническое заболевание, не позволяющее ему посещать детский сад». 5,7% - «В городе/районе нет групп компенсирующего типа, рекомендованных моему ребенку» 2007 ГОД «Не позволяет здоровье ребенка» 15,3% - «именно поэтому» и 23,2% «отчасти поэтому») 2011 ГОД «Не позволяет здоровье ребенка» 12,9% - «именно поэтому» и 19,7% «отчасти поэтому»)