Физкультурно - оздоровительная работа с детьми, направленная на укрепление здоровья и формирование привычки к здоровому образу жизни в ДОУ и семье
«Безусловно, личный пример является важнейшим фактором. Недаром говорят: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"»
Физическое - это состояние человека, которое характеризуется совершенством саморегуляции функций организма, гармонией физических процессов, максимальной адаптацией к различным факторам внешней среды. Психическое - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Социальное - это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру.
ЭКОЛОГИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНА ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА стиль жизни (образ жизни) 10-15% 15-20% 10-15% 50-55% 11
Семья Мир общения (двор, улица) Детский сад Дополнительные образовательные учреждения Место проживания (город, село) СМИ, социокультура
Развитие здоровья в условиях образовательных учреждений проводится в 3-х направлениях: 1. ПЕДАГОГИЧЕСКОМ 2.ФИЗИОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМ 3.ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ
Словно крохотные росинки детства в безграничном океане человечества появляются на Земле наши малыши, и главное для нас – защитить, сберечь и укрепить их здоровье, помочь каждому ребенку раскрыть и развить дар своих уникальных возможностей. В настоящее время необходима современная, очень дей ственная и практичная модель оздоровительной и спортивной работы, способной соответствовать веяниям времени. Оздоровление детей – дело не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
Задачи: 1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни; 2. Создание соответствующей предметной среды, стимулирующей двигательную активность детей; 3. Организация консультативной помощи родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей Задача на учебный год в МДОАУ ДС 2 Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития; продолжать работу по формированию у детей убеждений и привычек к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитию разнообразных двигательных и физических качеств
Путь к здоровью дошкольника – ежедневный, порой незаметный труд каждого члена кол лектива, вносящего частичку своего сердца. Мы хотим, чтобы каждый воспитанник детского сада «Ладушки» мог сказать: «Здоровье – это радость». Победы даются нелегко. И впереди еще не один марафон.
Мы строили свою работу, опираясь на предположение о том, что сохранение и укрепление здоровья ВОСПИТАННИКОВ, обучающихся в начальной школе при стабильных результатах обучения будет успешным, если образовательный процесс будет реализовывать следующие условия : ЕСЛИ соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей МОУСОШ 16 и воспитателей детского сада 2 по проблемам сохранения и укрепления здоровья воспитанников выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся и создать специальный цикл занятий по валеологии, направленный на мотивацию ЗОЖ правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз) применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в воспитательно-образовательном процессе детского сада 2 (упражнения для глаз; сочетание разных видов деятельности)
СОЦИУМ МСОШ 16 Музыкальная школа Стадион «Олимпик» Эколого- биологический центр Городской парк Библиотеки, пожарная часть, аэропорт Центр эстетического воспитания Городской музей, Театр кукол Детская школа искусств
Важными условиями проведения оздоровительной работы являются: диетическое питание, витаминотерапия, система физкультурных занятий и оздоровительных мероприятий, соблюдение режима дня и т.д. Однако практика показывает, что существует ряд проблем: - не выполняются нормы двигательной активности детей в течение дня; - не соблюдаются нормы необходимой моторной плотности на занятиях по физической культуре; -физкультминутки используются педагогами нерационально, не снимая переутомления, не восстанавливая эмоционально-положительное состояние; – не придается значения развитию психофизических качеств у дошкольников (выносливости, силы, ловкости, быстроты гибкости).
Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение собственного здоровья. Педагог помогает ребенку обрести необходимую мотивацию, основанную на индивидуальных потребностях и, давая свободу выбора, предоставляет возможность получения необходимых знаний и навыков.
Ни для кого не секрет, что здоровый образ жизни является ключом к успеху. И прививать его надо с детских лет. При правильном режиме дети не только растут здоровыми физически. Но и духовно, интеллектуально. Прививая у ребенка уважение к своему здоровью, мы одновременно учим уважать и окружающих. Формирование здорового образа жизни детей – неотъемлемая обязанность заботливых родителей
Семья обеспечивает духовное и физическое здоровье, поддерживает психосоциальный рост и развитие каждого из своих членов, дает им чувство социальной защищенности, принадлежности к общечеловеческой культуре, образует фундамент для создания вне семейных отношений и связей. Для семьи дети главная ценность. Научить здоровому образу жизни, воспитать ответственное отношение детей к своему здоровью обязаны прежде всего родители. Только в полноценной семье, где отец, мать и ребенок живут в гармонии с собой и ведут здоровый образ жизни возможно правильно воспитать основные морально-духовные и физические установки ребенка.
В ДОУ проводятся занятия по формированию культуры здоровья, для обучения детей способам оздоровления и поддержания своего организма. А главное не просто научить, а доказывать детям необходимость защиты своего организма, формировать в сознании детей ответственность за своё здоровье. Этому помогает наука Валеология. Учёный И. И. Брехман поясняет в её основе лежат латинские слова vale и logos, которые переводятся соответственно будь здоров и учение, знание, наука.
ВАЛЕОЛОГИЯ – наука о здоровье. Валеологическая культура включает валеологические знания, глубокий интерес к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
* с элементарными научными представлениями и знаниями о внешних органах человека, какие доступны для изучения и наблюдения, * с основами первой помощи при травмах, * безопасности поведения, * приобретают навыки ухода за органами, * приобретают навыки сохранения и укрепления осанки.
* ТРЕБОВАНИЯ К ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМУ УГОЛКУ * дидактические игры и пособия по культуре поведения, * ведению здорового образа жизни, * рационального питания, * соблюдение правил безопасного поведения, * правил личной гигиены. * поместить ростомер, * весы, * спирометр, * антропометрические данные о детях в группе.
* Тематическое планирование занятий по валеологии для детей старшего дошкольного возраста * 1. Сентябрь - «Вот я какой» * 2. Октябрь - «Чтобы быть здоровым» * 3. Ноябрь - «Наши органы дыхания» * 4. Декабрь - «Наши органы слуха» * 5. Январь - «Как сохранить хорошее зрение» * 6. Февраль - «Зачем человеку язык»,«Как сохранить зубы здоровыми» * 7. Март - «Мои защитники: кожа, ногти, волосы». * 8. Апрель - «Внутренние органы: пищеварение, скелет и мышцы, сердце и кровообращение» * 9. Май - «Правила на всю жизнь»
Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает, я не буду пытаться приспособить всё к моим желаниям. Я позабочусь о своём организме. Я сделаю зарядку, Буду ухаживать за своим телом, правильно питаться, постараюсь не наносить вреда своему организму и не пренебрегать им, чтобы мой организм стал идеальной машиной для выполнения моих требований. Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума. Я прочитаю то, что требует усилия, размышления и сосредоточения.
* Я займусь нравственным самоусовершенствованием. Для этого я сделаю три дела: я сделаю кому-нибудь что-то полезное, чтобы он не знал об этом; я сделаю по крайне мере, два дела, которые мне не хочется делать. * Я ко всем буду доброжелательно настроен. Я постараюсь выглядеть как можно лучше, по возможности одену то, что мне больше всего идёт, буду разговаривать тихим голосом, постараюсь никого не критиковать, ни к кому не придираться и не пытаться кем-то руководить или кого- то исправлять. * Я не буду бояться быть счастливым, наслаждаться красотой, любить и верить, что те кого я люблю, любят меня.
«Наша задача воспитать здоровое, крепкое, закаленное поколение, способное выносить перемены и невзгоды, укрепить и усилить мощь государства» Е.А.Аркин Е.А.Аркин