Актуальные проблемы современного образования и здоровье детей РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Институт возрастной физиологии Russian Academy of Education Institute of Developmental Physiology М.М. Безруких д.б.н., профессор, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО Санкт Петербург – Калининград 10 – 14 мая 2011 г.
Актуальные проблемы современного образования 1. Предшкольное образование (изменение социокультурной ситуации развития современных детей), сверхраннее обучение 2. Обучение в начальной школе - Трудности в обучении; - ШФР + ФСР; - Организация здоровьесберегающей деятельности; - Новые стандарты. 3. Обучение в основной школе - Трудности в обучении; - ШФР + ФСР; - Организация здоровьесберегающей деятельности; - Новые стандарты.
Сохранение и укрепление здоровья, сформированность ценности здоровья и здорового образа жизни Благоприятная социально- психологическая адаптация Выбор траектории дальнейшего обучения и развития Социальное, личностное и когнитивное развитие Эффективность обучения (получение знаний и умение ими пользоваться) Качество образования Критерии оценки качества образования
Факторы риска: -генетические - биологические - социо-культурные - экологические Школьные факторы риска (20- 40%) неадекватные требования и методики дошкольной подготовки; стрессовая тактика педагогических воздействий (эффект насилия, неадекватные требования, грубость, унижение, речевые атаки и т.д.); несоответствие методик и технологий обучения; нерациональная организация учебного процесса; конфликты с педагогами; конфликты со сверстниками; отсутствие системы психологического и педагогического сопровождения Здоровье ребенка (физическое, психическое, психологическое) Факторы семейного риска нарушение психического здоровья родителей (депрессии, повышенная тревожность, конфликтность); антисоциальное поведение родителей (наркомания, алкоголизм); конфликты между родителями; проблемы детско-родительских отношений (жестокость, грубость, насилие, агрессия и др.); неадекватные требования, неэффективные меры воспитания, перегрузки (физические, эмоциональные); неэффективное взаимодействие с педагогами; Усиливают действие факторов риска - комплексность влияний; - длительность; - действие в период наибольшей чувствительности организма Факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье и развитие ребенка
Актуальные проблемы современного образования 1. Предшкольное образование (изменение социокультурной ситуации развития современных детей), сверхраннее обучение 2. Обучение в начальной школе - Трудности в обучении; - ШФР + ФСР; - Организация здоровьесберегающей деятельности; - Новые стандарты. 3. Обучение в основной школе - Трудности в обучении; - ШФР + ФСР; - Организация здоровьесберегающей деятельности; - Новые стандарты.
Социальная ситуация развития современного дошкольника Домашнее воспитание; Сверхраннее образование; Ограниченные контакты со сверстниками; Замена общения со взрослыми техническими средствами; Исчезновение игры как ведущего вида деятельности; Неадекватные требования взрослых (родителей, воспитателей, педагогов).
Возрастные изменения нейронной организации сенсомоторной коры: в 3 года в 8 лет
Возрастные изменения ансамблевой организации нейронных группировок во фронтальной ассоциативной коре (поле 10): в 6 лет в 19 лет
N90P130N P N90P130N P N90P130N P diffusechecksface checks face O TPO P O P ** ** * * * checks diffuse face N90P130N P N90P130N P N90P130N P O TPO P diffusechecks * * * * 500 ms 3-4 years 6-7 years ВП новорожденного Становление системы зрительного восприятия в онтогенезе (Д.А. Фарбер, Т.Г. Бетелева, )
Произвольная организация деятельности Концентрация внимания Рабочая память Фиксация позы (тоническое напряжение) Координация движений пальцев, кисти, руки Зрительно-моторные координации Зрительное восприятие Пространственное восприятие Зрительный контроль и коррекция Зрительная память Нервно-мышечная интеграция Звуко-буквенный анализ (перевод фонемы в графему) Произвольная организация деятельности Концентрация внимания Избирательное внимание Пространственное восприятие Зрительное восприятие, сличение, дифференцировка Зрительная память Рабочая память Перевод графемы в фонему (звуков) Последовательное «слияние» фонем (звуков) Семантический анализ слова Координация и регуляция артикуляционных движений ПИСЬМО ЧТЕНИЕ Т дв Тп Тп Тп Тп Электроокулограмма движений глаз при чтении Механограмма движения руки при письме Психофизиологическая структура процессов письма и чтения
Движения глаз в процессе чтения (хорошо читающий)
Движения глаз в процессе чтения (плохо читающий)
Школьные факторы риска (ШФР), оказывающие негативное влияния на развитие и здоровье ребенка неадекватные требования и методики дошкольной подготовки; стрессовая тактика педагогических воздействий (эффект насилия, неадекватные требования, грубость, унижение, речевые атаки и т.д.); несоответствие методик и технологий обучения; нерациональная организация учебного процесса; конфликты с педагогами; конфликты со сверстниками; отсутствие системы психологического и педагогического сопровождения Усиливают и осложняют ШФР: низкая квалификация педагогов; недостаточная квалификация специалистов (психологи, логопеды, медицинские работники); ограничение или недоступность консультативной помощи; неэффективного взаимодействия педагогов с родителями.
Факторы семейного риска (ФСР), оказывающие негативное влияния на развитие и здоровье ребенка нарушение психического здоровья родителей (депрессии, повышенная тревожность, конфликтность); антисоциальное поведение родителей (наркомания, алкоголизм); конфликты между родителями; проблемы детско-родительских отношений (жестокость, грубость, насилие, агрессия и др.); неадекватные требования, неэффективные меры воспитания, перегрузки ( физические, эмоциональные ); неэффективное взаимодействие с педагогами; Усиливают и осложняют ФСР: низкий уровень знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей; ограничение или недоступность консультативной помощи специалистов (невролога, психолога, логопеда и т.п.); неэффективное взаимодействие родителей с педагогами; отсутствие системы широкого просвещения.
Система здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения Адекватная среда жизнедеятельности не должна нарушать нормальный рост, развитие, психическое и физическое здоровье детей Направления здоровьесберегающей деятельности Инфра- структура ОУ Рациональная организация учебного процесса Рациональная организация физкультурно- оздоровительной работы Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни Просветительская работа (ученики, учителя, Родители) Профилактические оздоровительные мероприятия
Спасибо за внимание! Институт возрастной физиологии РАО г.Москва, ул. Погодинская д.8 корп.2 Тел/факс: 8 (499)