Актуальные проблемы современного образования и здоровье детей РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Институт возрастной физиологии Russian Academy of Education.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровье и развитие детей. Факторы риска Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО Научно-практическая.
Advertisements

Здоровье детей. Факторы риска Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО г. Москва, ФИРО.
Здоровье и развитие ребенка. Факторы риска дома и в школе Центр развития межличностных коммуникаций (Москва, г.) Безруких М.М. Д.б.н., профессор,
Здоровье школьников. Проблемы, пути решения Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО Научно-практическая.
Здоровье и развитие ребенка. Факторы риска дома и в школе Общешкольное родительское собрание (круглый стол) г.
Школьные трудности. Причины, диагностика, коррекция Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии.
Развитие мозга и познавательное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста д.б.н., профессор, академик РАО М.М.Безруких г. Сочи октября.
Развитие дошкольников. Мифы и реалии. «Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения,
Дамоклов меч или Школьные трудности : проблемы, психологическая помощь. д.б.н., профессор,академик РАО М.М. Безруких 26 июня – 1 июля 2010 г., г. Сочи.
Новые риски здоровья современных детей г.Сочи, 28 июня 2013 г. Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной.
Родительское собрание МОУ «СОШ 3» Педагог-психолог Малышева О. М.
Дислексия – одна из причин школьных трудностей. Диагностика и комплексная помощь. Центр развития межличностных коммуникаций ( г.) Татьяна Андреевна.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОФИЗИОЛОГИИ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ М.М. Безруких Д.б.н., профессор, академик РАО Директор ИВФ РАО.
Обеспечение качества здоровья и здорового образа жизни ГБОУ СОШ 985.
Здоровьесберегающая деятельность Центра образования. Медведева Наталья Юрьевна заместитель директора ГОУ ЦО 1865 САО г.Москвы, Почётный работник общего.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные.
Татьяна Владимировна Сафонова заместитель директора ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» Психологические риски участников образовательного процесса при переходе.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Педагогический совет 28 марта 2011 год «Оптимизация здоровьесберегающей образовательной среды школы как условие формирования ценностных отношений образовательного.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Транксрипт:

Актуальные проблемы современного образования и здоровье детей РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Институт возрастной физиологии Russian Academy of Education Institute of Developmental Physiology М.М. Безруких д.б.н., профессор, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО Санкт Петербург – Калининград 10 – 14 мая 2011 г.

Актуальные проблемы современного образования 1. Предшкольное образование (изменение социокультурной ситуации развития современных детей), сверхраннее обучение 2. Обучение в начальной школе - Трудности в обучении; - ШФР + ФСР; - Организация здоровьесберегающей деятельности; - Новые стандарты. 3. Обучение в основной школе - Трудности в обучении; - ШФР + ФСР; - Организация здоровьесберегающей деятельности; - Новые стандарты.

Сохранение и укрепление здоровья, сформированность ценности здоровья и здорового образа жизни Благоприятная социально- психологическая адаптация Выбор траектории дальнейшего обучения и развития Социальное, личностное и когнитивное развитие Эффективность обучения (получение знаний и умение ими пользоваться) Качество образования Критерии оценки качества образования

Факторы риска: -генетические - биологические - социо-культурные - экологические Школьные факторы риска (20- 40%) неадекватные требования и методики дошкольной подготовки; стрессовая тактика педагогических воздействий (эффект насилия, неадекватные требования, грубость, унижение, речевые атаки и т.д.); несоответствие методик и технологий обучения; нерациональная организация учебного процесса; конфликты с педагогами; конфликты со сверстниками; отсутствие системы психологического и педагогического сопровождения Здоровье ребенка (физическое, психическое, психологическое) Факторы семейного риска нарушение психического здоровья родителей (депрессии, повышенная тревожность, конфликтность); антисоциальное поведение родителей (наркомания, алкоголизм); конфликты между родителями; проблемы детско-родительских отношений (жестокость, грубость, насилие, агрессия и др.); неадекватные требования, неэффективные меры воспитания, перегрузки (физические, эмоциональные); неэффективное взаимодействие с педагогами; Усиливают действие факторов риска - комплексность влияний; - длительность; - действие в период наибольшей чувствительности организма Факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье и развитие ребенка

Актуальные проблемы современного образования 1. Предшкольное образование (изменение социокультурной ситуации развития современных детей), сверхраннее обучение 2. Обучение в начальной школе - Трудности в обучении; - ШФР + ФСР; - Организация здоровьесберегающей деятельности; - Новые стандарты. 3. Обучение в основной школе - Трудности в обучении; - ШФР + ФСР; - Организация здоровьесберегающей деятельности; - Новые стандарты.

Социальная ситуация развития современного дошкольника Домашнее воспитание; Сверхраннее образование; Ограниченные контакты со сверстниками; Замена общения со взрослыми техническими средствами; Исчезновение игры как ведущего вида деятельности; Неадекватные требования взрослых (родителей, воспитателей, педагогов).

Возрастные изменения нейронной организации сенсомоторной коры: в 3 года в 8 лет

Возрастные изменения ансамблевой организации нейронных группировок во фронтальной ассоциативной коре (поле 10): в 6 лет в 19 лет

N90P130N P N90P130N P N90P130N P diffusechecksface checks face O TPO P O P ** ** * * * checks diffuse face N90P130N P N90P130N P N90P130N P O TPO P diffusechecks * * * * 500 ms 3-4 years 6-7 years ВП новорожденного Становление системы зрительного восприятия в онтогенезе (Д.А. Фарбер, Т.Г. Бетелева, )

Произвольная организация деятельности Концентрация внимания Рабочая память Фиксация позы (тоническое напряжение) Координация движений пальцев, кисти, руки Зрительно-моторные координации Зрительное восприятие Пространственное восприятие Зрительный контроль и коррекция Зрительная память Нервно-мышечная интеграция Звуко-буквенный анализ (перевод фонемы в графему) Произвольная организация деятельности Концентрация внимания Избирательное внимание Пространственное восприятие Зрительное восприятие, сличение, дифференцировка Зрительная память Рабочая память Перевод графемы в фонему (звуков) Последовательное «слияние» фонем (звуков) Семантический анализ слова Координация и регуляция артикуляционных движений ПИСЬМО ЧТЕНИЕ Т дв Тп Тп Тп Тп Электроокулограмма движений глаз при чтении Механограмма движения руки при письме Психофизиологическая структура процессов письма и чтения

Движения глаз в процессе чтения (хорошо читающий)

Движения глаз в процессе чтения (плохо читающий)

Школьные факторы риска (ШФР), оказывающие негативное влияния на развитие и здоровье ребенка неадекватные требования и методики дошкольной подготовки; стрессовая тактика педагогических воздействий (эффект насилия, неадекватные требования, грубость, унижение, речевые атаки и т.д.); несоответствие методик и технологий обучения; нерациональная организация учебного процесса; конфликты с педагогами; конфликты со сверстниками; отсутствие системы психологического и педагогического сопровождения Усиливают и осложняют ШФР: низкая квалификация педагогов; недостаточная квалификация специалистов (психологи, логопеды, медицинские работники); ограничение или недоступность консультативной помощи; неэффективного взаимодействия педагогов с родителями.

Факторы семейного риска (ФСР), оказывающие негативное влияния на развитие и здоровье ребенка нарушение психического здоровья родителей (депрессии, повышенная тревожность, конфликтность); антисоциальное поведение родителей (наркомания, алкоголизм); конфликты между родителями; проблемы детско-родительских отношений (жестокость, грубость, насилие, агрессия и др.); неадекватные требования, неэффективные меры воспитания, перегрузки ( физические, эмоциональные ); неэффективное взаимодействие с педагогами; Усиливают и осложняют ФСР: низкий уровень знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей; ограничение или недоступность консультативной помощи специалистов (невролога, психолога, логопеда и т.п.); неэффективное взаимодействие родителей с педагогами; отсутствие системы широкого просвещения.

Система здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения Адекватная среда жизнедеятельности не должна нарушать нормальный рост, развитие, психическое и физическое здоровье детей Направления здоровьесберегающей деятельности Инфра- структура ОУ Рациональная организация учебного процесса Рациональная организация физкультурно- оздоровительной работы Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни Просветительская работа (ученики, учителя, Родители) Профилактические оздоровительные мероприятия

Спасибо за внимание! Институт возрастной физиологии РАО г.Москва, ул. Погодинская д.8 корп.2 Тел/факс: 8 (499)