Маслова О. И., педагог - психолог БДОУ города Омска « Центр развития ребенка – детский сад 355»
недостаточно эффективное взаимодействие между специалистами ОУ в вопросах сопровождения ребенка с ОВЗ; отсутствие системы ранней диагностики и выявления детей с ОВЗ; недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ; несоответствие содержания программ воспитания и обучения особым образовательным потребностям детей; отказ родителей детей с ОВЗ от сотрудничества со специалистами СПС; недостаточно терпимое отношение родительской общественности к интеграции (инклюзии) детей с ОВЗ. 2
дети с нарушениями речи (дислалия, стёртая дизартрия, закрытая ринолалия, дисфония, заикание, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия); часто болеющие; дети с лёгкой задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной); педагогически запущенные дети; дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания). 3
Продолжительность: 3 года Участники: психологи, воспитатели, педагоги дополнительного образования. Цель: разработка и апробация модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, позволяющей повысить качество их образования и обеспечить успешную социализацию. Задачи: 1. Изучить и проанализировать научно-методическую, психолого- педагогическую литературу, психолого-педагогическую практику по теме проекта. 2. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, критерии ее эффективности. 3. Апробировать модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в учреждениях дошкольного образования различного типа. 4. Проанализировать результаты реализации проекта, представить к распространению эффективный опыт работы. 4
Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ: основные положения. Раздел 1.п выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации; разработка индивидуальной коррекционной программы помощь в подборе методов, средств и приемов развития (в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей); подбор и использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; 5
индивидуализированное обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; обеспечение особой пространственной временной организации образовательной среды; максимальное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения. 6
Психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта или дискомфорта ребенком дома и в детском саду 7
ЦЕЛЬ «ВНУТРЕННЕГО» СОПРОВОЖДЕНИЯ ЦЕЛЬ «ВНУТРЕННЕГО» СОПРОВОЖДЕНИЯ: обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями. ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ «ВНЕШНЕГО» СОПРОВОЖДЕНИЯ ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ «ВНЕШНЕГО» СОПРОВОЖДЕНИЯ: расширение коррекционно-развивающего пространства для воспитанников с ОВЗ по рекомендациям СПС ОУ. 8
СУБЪЕКТЫ «ВНУТРЕННЕГО» СОПРОВОЖДЕНИЯ (на базе ОУ) Ребенок с особыми возможностями здоровья Законные представители ребенка – родители (опекуны) СУБЪЕКТЫ «ВНЕШНЕГО» СОПРОВОЖДЕНИЯ (по рекомендациям СПС ОУ) Служба психологического сопровождения в составе (имеющиеся в ОУ специалисты): старший воспитатель медицинский работник педагог-психолог логопед дефектолог музыкальный руководитель педагоги дополнительного образования (ФИЗО, ИЗО-деятельности, хореографии) Структурное подразделение СПС – ПМПк ОУ ПМПк: КУ Омской области «Областная ПМПк»; ГМПК города Омска; Центры развития: Центр интегрированного (инклюзивного) образования БОУ ДПО «ИРООО»; Центр инклюзивного образования ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»; Общественные организации: ОРООИ «Планета друзей» Медицинские учреждения Индивидуальные консультации 9
10