Тема: Модернизм в зарубежной литературе начала XX века Ф. Герри «Архитектурный ансамбль. Франция» С. Дали «Сон»
Истоки модернизма И. Босх «Сад земных наслаждений» Шарль Бодлер
Задачи модернизма «Посмотрите вокруг и увидите, что подлинная жизнь далека от той, с которой ее сравнивают. Исследуйте, например, обычное сознание в течение обычного дня. Сознание воспринимает мириады впечатлений – бесхитростных, фантастичных, мимолетных» Вирджиния Вулф
Особенности модернизма в зарубежной литературе нач. XX века 1)Расцвет прозаических жанров (роман, повесть, новелла); 2)Литература смыкается с философией (Анри Бергсон «Этюд о непосредственных данных сознания», Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»); 3)Главная задача – изобразить сознание человека; 4)Натуралистичность и мифологическая основа; 5)Текст насыщен аллюзиями; 6)Новые художественные методы – «поток сознания»
Влияние русской литературы на литературу Запада «Самые элементарные замечания о современной художественной прозе вряд ли могут обойтись без упоминания о русском влиянии, и можно рискнуть, заявив, что писать о художественной прозе, не учитывая русской, значит попросту тратить время. Если мы хотим понять человеческую душу и сердце, где еще мы найдем их изображенными с такой глубиной?» (В. Вулф)
Творчество Марселя Пруста ( ) Создатель многотомного романа «В поисках утраченного времени» Роман создавался с 1919 по 1927 г.г. Включает в себя 7 книг: «В сторону Свана», «Сторона Германтов», «Под сенью девушек в цвету» и др. Основная идея романа – стремление воссоздать в сознании героя прожитую жизнь, понимание сути своей роли и положения в мире.
Марсель Пруст Роман «В поисках утраченного времени» «Единственный реальный мир – внутренний» (М.Пруст) «Все в сознании, а не в объекте» (М. Пруст) «Основные идеи Пруста относительно потока времени связаны с непрерывной эволюцией личности, с невиданным богатством нашего бессознательного, которыми можно завладеть только с помощью интуиции и памяти» (В. Набоков) «Не вещи, которые вспоминаются, но воспоминания о вещах – главная тема Пруста» (Ортега-и-Гассет) Исследование внутреннего духовного мира отдельной личности
Анализ эпизода «Чудо липового чая» 1) Как передан в этом отрывке процесс воспоминания Марселя? 2) В какой момент и благодаря чему они возникают? 3) Как возникает, из чего складывается в памяти Марселя образ Комбре? Клод Моне «Женщина в саду»
Марсель Пруст и импрессионизм Клод Моне «Руанский собор в разное время суток»
Творчество Джеймса Джойса ( г.г.) Романы: «Улисс» (1922 г), «Дублинцы» (1914 г), «Портрет художника в юности» (1919 г). Основной художественный метод - поток сознания: перебои мысли, прерывистость их движения и развития, параллельные и перекрещивающиеся ряды мыслей.
Творчество Франца Кафки ( г.г.) Романы: «Процесс» (изд. 1925), «Замок» (изд. 1926); рассказы: «Превращение» и др. Художественный метод: фантастический реализм, экспрессионизм. Основные темы произведений: несвобода и одиночество человека во враждебном мире, символ которого – бюрократическая машина.
«Обратите внимание на стиль Кафки. Ясность его речи, точная и строгая интонация разительно контрастирует с кошмарным содержанием рассказа. Его резкое, черно-белое письмо не украшено никакими поэтическими метафорами. Прозрачность его языка подчеркивает сумрачное богатство его фантазии. Контраст и единство, стиль и содержание, манера и материал слиты у него в нерасторжимое целое» (Владимир Набоков)
Анализ рассказов Притча «Железнодорожные пассажиры» 1)Дайте определение понятию притча; 2)Выпишите метафорический образ, определите его смысл; 3)В чем заключается иносказательность произведения? Рассказ «Приговор» 1)Определите тему и проблему рассказа? 2)Какой универсальный образ- символ лежит в сюжете рассказа? 3)В чем заключается смысл названия рассказа? Илл. к рассказу «Превращение» Илл. к рассказу «Мост»
Модернистская поэзия Анна Ноай Поль Элюар Гийом Аполлинер Жак Превер