Женщина - начало всех начал. От первобытного общества до современного. Женщина представляет собой не только реальную сущность жизненного цикла, но и духовную высоту семейной традиции. Женщина-мать - начало и продолжение рода. Так было всегда: со времен первобытных глубин до сегодняшних общественных реалий.
Актуальность: В 2005 году наша национальная гордость, героический эпос «Нюргун Боотур Стремительный» включен решением ЮНЕСКО в сокровищницу мировой нематериальной культуры человечества. В Республике объявлено десятилетие олонхо для изучения, распространения и пропаганды этого якутского шедевра устного народного творчества. Тем самым, я считаю данное исследование актуальным.
Теоретическое обоснование: Чтобы написать свою работу, я обратился к трудам Владислава Авдеева «Богатыри Олонхо», И.В. Пухова, Г. У.Эргиса, к якутскому архиву, к «Слово о полку Игореве», к древнерусской литературе, к якутскому героическому эпосу. Предмет исследования: 1. Образы Туйаарымы Куо и Ярославны. 2. Плач Туйаарымы Куо и Ярославны. Объект исследования: Эпос «Нюргун Боотур Стремительный» на русском языке и «Слово о полку Игореве» в переводе Жуковского. Методы исследования: поисковый, сравнительный, сопоставительный и научный. Реферат состоит из вступления, основной части, заключения.
Заключение: Сходства: 1. Обе героини из знатных семей. 2. Обе является супругами знаменитых воинов: Туйаарыма Куо Юрюнг Уолана, Ярославна князя Игоря. 3. Обеих связывает мотив заточения. Различия: 1. Портретная характеристика Ярославны не сохранилась, а Туйаарыма Куо описана прекрасной якутской женщиной. 2. Ярославна жена и мать, а Туйаарыма Куо только собирается замуж за Юрюнг Уолана. 3. Туйаарыма Куо изображена в олонхо резвой, игривой, веселой и ловкой девушкой. Ярославна изображена тоскующей, мудрой женой и матерью. 4. В судьбах героинь тоже есть различия: Туйаарыму Куо спасают из заточения, а Ярославна обращается к силам природы, чтобы спасти мужа из заточения.
Выводы по плачам героинь: Сходство: 1. Плач Ярославны похож на языческий женский плач, несмотря на то, что она христианка, язычески возносит древним славянским богам свою молитву. Тем самым, плач Ярославны близок к языческим женским плачам, а значит плачу Туйаарымы Куо. 2. Сходство в плачах обеих героинь в том, что обе обращаются к символу солнца и обе представлены образами птиц. Различие: 1. Плач Туйаарымы Куо - плач беспомощной девушки. Она призывает на помощь, чувствует себя брошенной, беспомощной, а Ярославна обращается к силам природы для помощи пленному мужу, князю Игорю. 2. Ярославна изображена в образе кукушки, а Туйаарыма Куо в образе белого журавля. 3. Солнце для Туйаарымы Куо символ счастливой жизни, а для Ярославны солнце-помощник.
Общее заключение: В Туйаарыме Куо и Ярославне воплотился внесословный идеал женщины Древней Руси и Земли Олонхо. Плач Ярославны похож на языческий женский плач, несмотря на то. что она христианка, язычески возносит древним славянским богам свою молитву. Тем самым, плач Ярославны близок к языческим женским плачам, а значит плачу Туйаарымы Куо.