Гендерное воспитание в подготови-тельной группе Работу выполнили: Тахтаганова Ильмира Асхадовна, Иванова Наталья Тихоновна воспитатели подготовительной группы МДОУ «Детский сад 96 комбинированного вида» Кировского района г.Казани
Направление государственной политики в образовании, сформулированным в основополагающих документах. Направление государственной политики в образовании, сформулированным в основополагающих документах. В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию гендерное воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола. В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию гендерное воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола. Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Именно поэтому важен принцип интеграции, задач образовательных областей, предложенном в современной педагогике. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Именно поэтому важен принцип интеграции, задач образовательных областей, предложенном в современной педагогике. Очевидно, что работа педагога в данном направление предусматривает разнообразие форм и методов воспитания и обучения детей, которые обеспечивают разностороннее личностное развитие: Очевидно, что работа педагога в данном направление предусматривает разнообразие форм и методов воспитания и обучения детей, которые обеспечивают разностороннее личностное развитие: здоровье и физическое развитие; здоровье и физическое развитие; социально – личностное; социально – личностное; познавательно-речевое развитие; познавательно-речевое развитие; художественно-эстетическое. художественно-эстетическое.
Цель Учитывая актуальность этой темы, а так же реализуя одно из приоритетных направлений, а именно «полоролевая социализация старших дошкольников в игре», мы поставили перед собой цель: Учитывая актуальность этой темы, а так же реализуя одно из приоритетных направлений, а именно «полоролевая социализация старших дошкольников в игре», мы поставили перед собой цель: - разработать и апробировать систему дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в игровой деятельности.
Задачи: Для реализации цели необходимо решить ряд задач: Для реализации цели необходимо решить ряд задач: изучить анатомо-физиологические, психологические и другие особенности мальчиков и девочек; изучить анатомо-физиологические, психологические и другие особенности мальчиков и девочек; определить особенности содержания и игровых стилей у мальчиков и девочек; определить особенности содержания и игровых стилей у мальчиков и девочек; составить, апробировать систему и определить эффективность работы по формированию полоролевого поведения дошкольников в игре. составить, апробировать систему и определить эффективность работы по формированию полоролевого поведения дошкольников в игре.
План реализации. План реализации. Сентябрь Сентябрь составить план работы по гендерному воспитанию в игре на учебный год; составить план работы по гендерному воспитанию в игре на учебный год; подбор и анализ методической литературы по теме; Октябрь Октябрь консультация для специалистов, планирование работы по взаимодействию; изучить литературу по теме; Ноябрь Ноябрь психолого-педагогические исследования по вопросам гендерного воспитания; анкетирование родителей для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания; создание предметно-игровой среды в семье и детском саду с учетом предпочтений и интересов девочек и мальчиков; Декабрь Декабрь зарисовать метки, эмблемы для мальчиков и девочек ; совместная деятельность педагога и детей « Мужчина и женщина,– какие они?»
Январь Январь беседы на тему «Мальчик, будущий мужчина, девочка, будущая женщина» выставка на тему «Маленькие рыцари и Маленькие принцессы». Февраль Февраль проведение праздника « День Защитника Отечества». народный фольклор о мальчиках, девочках (пословицы, поговорки и т.д.) Март Март проведение праздника-конкурса « Кто дарит нам красоту!» руками русских мастеров и мастериц (платки, посуда, литье, оружие). Апрель Апрель организация уголков труда с учетом гендерных особенностей « Мастера и Мастерицы». Май Май Проведение итогового занятия «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина». панно «Ладошки наших деток – Мамочка и папочка – найди меня». создание фотоальбомов на тему: « Мужские и женские профессии».
Методические приемы. Методические приемы. Новые направления в организации воспитательно-образовательного процесса, определенные федеральными государственными требованиям, предполагают несколько иной подход к содержанию нравственного воспитания дошкольников, включив формирование у ребенка гендерной принадлежности. Очень важно сформировать у ребенка понимание. что он девочка или мальчик, а когда вырастет, будет женщиной или мужчиной, и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Поэтому среди методических приемов используем: наблюдения, рассматривание фотографий, беседы о том, кто есть кто и какой он. Поэтому среди методических приемов используем: наблюдения, рассматривание фотографий, беседы о том, кто есть кто и какой он. Так же проводим беседы: «Одинаковые и разные», «Кто мальчики помогают маме», «Как девочки могут помочь папе» «Как люди заботятся друг о друге», «Как утешить товарища», «Одежда для девочек, для мальчиков и для всех», «У нас дружная семья», «Такие разные дети», «Кто я и кем хочу быть», «Наши прически». Так же проводим беседы: «Одинаковые и разные», «Кто мальчики помогают маме», «Как девочки могут помочь папе» «Как люди заботятся друг о друге», «Как утешить товарища», «Одежда для девочек, для мальчиков и для всех», «У нас дружная семья», «Такие разные дети», «Кто я и кем хочу быть», «Наши прически».
Используем дидактические игры: «Давай познакомимся», «Какая твоя мама», «На кого ты похож», «Какое настроение», «Перед зеркалом», «Семья Бубенцовых», «В квартире». Используем дидактические игры: «Давай познакомимся», «Какая твоя мама», «На кого ты похож», «Какое настроение», «Перед зеркалом», «Семья Бубенцовых», «В квартире». Рассматриваем иллюстрации и пиктограммы об эмоциях. Рассматриваем иллюстрации и пиктограммы об эмоциях. Читаем: Л.Успенский «Ты и твое имя», былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», русская народная сказка «Василиса Прекрасная», В. Косовицкий «Будущий мужчина», Р.Гамзатов «Мой дедушка», А.Барто «Ярасту», Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», А.Печерский «Дети – герои Великой Отечественной войны». Читаем: Л.Успенский «Ты и твое имя», былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», русская народная сказка «Василиса Прекрасная», В. Косовицкий «Будущий мужчина», Р.Гамзатов «Мой дедушка», А.Барто «Ярасту», Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», А.Печерский «Дети – герои Великой Отечественной войны». Используем ситуации с вопросами и заданиями. Используем ситуации с вопросами и заданиями. Сюжетно-ролевые игры: Сюжетно-ролевые игры: Для девочек: «Семья», «Ателье», «Салон красоты», Для мальчиков: «Космонавты», «Охотники», «Погроничники», «Я строитель», «Водители», «Пожарные».
Игра Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Для того чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье, а также важно организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Для того чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье, а также важно организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину. Анализируя качества, которые развиваются в игре, с учетом гендерного подхода мы видим портрет дошкольника соответствующий предложенному в ФГТ портрету дошкольника – выпускника. Именно в игре, возможно, осуществить главную задачу дошкольного воспитания: « Учи дошкольника так, чтобы он не заметил». Анализируя качества, которые развиваются в игре, с учетом гендерного подхода мы видим портрет дошкольника соответствующий предложенному в ФГТ портрету дошкольника – выпускника. Именно в игре, возможно, осуществить главную задачу дошкольного воспитания: « Учи дошкольника так, чтобы он не заметил».
Учёные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно- развивающей среды группы. Важно учитывать эти особенности при организации предметно- развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои богатства – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои богатства – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве.
Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство.