Гендерные конфликты в образовании ТЕМА 14.1
Гендерное воспитание = процесс социализации
Структура гендера Структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол, гендерные стереотипы, гендерные нормы и гендерная идентичность. Гендерная идентичность Гендерная идентичность – аспект самосознания, переживание человеком себя как представителя определенного пола. Это одна из базовых характеристик личности
Гендерные роли Становление гендерной идентичности человека – одно из направлений его социализации. Процесс гендерной социализации определяется и направляется с помощью различных социальных и культурных средств. Для этого в каждом обществе существуют определенные гендерные роли.
Что такое гендерная роль ? существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида в его взаимодействии с другими; система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, т.е. как он представляет модель своего поведения во взаимодействии с другими. Система социальных стандартов, стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мужчину или женщину. Система социальных стандартов, стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мужчину или женщину.
Гендерные стереотипы Гендерные стереотипы Гендерные стереотипы – это мнение о гендерных ролях, которое может быть чрезмерно обобщенным и неточным. Стереотипы, в том числе и гендерные, часто порождают слишком условное и упрощенное представление о людях, формируют ожидания и установки в отношении других. Даже собственные представления личности о себе могут быть тесно связаны со стереотипами.
конфликты Стереотипы порождают конфликты Гендерные конфликты женщин Гендерные конфликты женщин Гендерные конфликты мужчин Гендерные конфликты мужчин Профессия Традиционные взгляды на место женщины Нормы успешности (статус, физическая сила, материальная успешность) Н есоответствие нормам успешности Межличностные и внутриличностные ролевые конфликты
Ролевой конфликт работающей женщины Возникает вследствие большого количества социальных ролей, которые выполняет женщина, и нехватки физических ресурсов для полноценного выполнения этих ролей. Это комплекс субъективных негативных переживаний, возникающих у женщин при отрицательной оценке ею того, как она справляется с совмещением ролей в профессиональной и семейной сферах. Чувство вины… вины… вины… вины… вины… вины…
Экзистенциальный конфликт Экзистенция – существование. Экзистенциальный конфликт Экзистенциальный конфликт - это поиск и обретение смысла своего бытия У мужчин – при потере работы У женщин – когда вырастают дети Экзистенциональный конфликт, нарушая привычный образ существования, требует от человека переосмысления своей жизни.
Феминизация системы образования В системе образования работают, в большинстве своем, женщины, а руководят процессом – мужчины. Феминизация системы образования негативно влияет на процесс социализации детей. Школьный период - период борьбы педагогов с проявлениями пола, прежде всего, маскулинных проявлений в содержании и формах деятельности. Это дополнительный фактор конфликтности
Появились вопросы?