К ОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
М ОДЕРНИЗАЦИЯ «… обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогноз- зируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивность ю…»
Т РЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ВЫПУСКНИКУ Умение жить в условиях неопределенности Творчество Ответственность Стрессоустойчивость Способность принимать конструктивные и компетентные действия
Р ЕАКЦИЯ ШКОЛЫ НА ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ Изменение учебных программ Открытия в науках Идеологические перемены Введение новых предметов НВП Этика и психология семейной жизни Конституция СССР ОБЖ Информатика
Ч ТО ТАКОЕ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ? COMPETERE – достигать, добиваться, соответствовать КОМПЕТЕНЦИЯ : 1) Круг полномочий какого-либо учреждения или лица; 2) Круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. КОМПЕТЕНТНОСТЬ – способность действовать в ситуации неопределённости
С ОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ Операци- онная (КАК ДЕЛАТЬ?) Этическая (КАК ОТНЕ- СУТСЯ?) Социальная (С КЕМ?) Когни- тивная (ЧТО?) Мотиваци- онная (ПОЧЕМУ?) Знания, умения, навыки
К ЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Политическая и социальная компетенция Способность к жизни в поликультурном мире Коммуникативная культура IT – грамотность Способность учиться всю жизнь
Р ЕЗУЛЬТАТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ PISA, TIMMS, PIRLS, CIVIC РОССИЯСТРАНЫ-ЛИДЕРЫ
Ц ЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ Учительские Усвоение сведений, понятий Ученические Отметка Медаль Способность сдать экзамен
Ц ЕЛИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Научить учиться Научить объяснять явления действительности Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни Научить ориентироваться в мире духовных ценностей Научить решать социальные проблемы Научить решать проблемы профессионального выбора
Р АЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ Когнитивно ориентированные технологии Диалогические методы Семинары-дискуссии Проблемное обучение Деятельностно ориентированные технологии Метод проектов Технологические карты Личностно ориентированные технологии Интерактивные и имитационные игры Тренинги развития
О БЩЕУЧЕБНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Извлечение основного содержания прочитанного или услышанного Точная формулировка мыслей Исследование различных вариантов решений задач Сотрудничество с другими Планирование действий и времени Оценка результатов своей деятельности
Н АДПРЕДМЕТНЫЕ ПРОГРАММЫ «Книга» «Дискуссия» «Грамотный покупатель» «Дом» «Первая помощь» «Инструкция» «Выборы»
У РОВНИ ДОСТИЖЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 1. Рассказывать о фактах из собственного прошлого и объяснять их важность. 2. Уметь приводить факты, свидетельствующие о развитии человека или события. 3. Уметь описать, как люди сохраняют прошлое. 4. Называть источники информации о прошлом и объяснять их использование. 5. Уметь показывать влияние прошлого на настоящее и будущее. 6. Уметь показывать отрицательную и положительную роль исторических фактов.
П ОСТРОЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ Расширение межпредметного компонента Введение компетентностных элементов во все образовательные области учебного плана Создание профильной школы
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.