…И идут без имени святого Все двенадцать – вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль. А.Блок «Двенадцать»
8 января 1918 года А.А.Блок начал писать поэму «Двенадцать». Написал он поэму, в сущности, за 2 дня, до 28 января, лишь отделывал, дорабатывал.
Мнение критиков Н.А.Бердяев М.А.Волошин О.Э.Мандельштам В.В.Маяковский А.М.Горький
«А.Блок жестокой смертью поплатился за свою галлюцинацию, за странный обман, которому он поддался. Он пишет «Двенадцать»- изумительную, почти гениальную вещь, лучшее, что было написано о революции.»
«Самое неожиданное и резкое из всех произведений Блока «двенадцать»- не что иное, как применение независимо от него сложившегося и ранее существовавшего литературного канона, а именно частушки. Поэма «Двенадцать»- монументальная драматическая частушка. Фольклористическая ценность «Двенадцати» напоминает разговоры младших персонажей в « Войне и мире». Независимо от различных праздных толкований поэма «Двенадцать» бессмертна, как фольклор».
«Поэма «Двенадцать» является одним из прекрасных художественных претворений революционной действительности. Не изменяя самому себе, ни своим приёмам, ни формам, Блок написал глубоко реальною и - что удивительно- лирически объективную вещь. Этот Блок, уступивший свой голос большевикам- красногвардейцам, остаётся подлинным Блоком «Прекрасной Дамы» и «Снежной Маски».
«Блок честно и восторженно подошёл к нашей великой революции».
«Современный литератор…должен быть романтиком и писать примерно так. Как написана поэма Блока «Двенадцать», произведение, которое не позволяет рассматривать себя с точки зрения хулы или хвалы действительности»
То же, что и дорога; Место, линия в пространстве, где происходит передвижение сообщение; То же, что и дорога в переносном значении- жизненный путь; Какое движение происходит в поэме? Куда ведут жизненные дороги героев поэмы? Как связаны их прошлое, настоящее и будущее? Как связан их путь с общемировой жизнью? С.И. Ожегов:
Различные характеры показывает Блок, но все они – на фоне постоянно движущейся, изменяющейся, властвующей над миром стихии. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек! Ветер, ветер На всём божьем свете!
Старушка, как курица, Кой-как переметнулась через сугроб С.И. Ожегов: «Переметнуться- 1.перебежать, перескочить с одного места на другое; 2. изменив кому-чему-нибудь, перейти на другую сторону, к другим». «Мотаться-1. качаться, двигаться из стороны в сторону; 2. проводить время в хлопотливых, утомительных занятиях».
Ветер хлесткий! Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос. Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес. Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. Старый мир Безродный пес Буржуй = Нет будущего
Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Они идут сквозь огонь войны. «Кругом- огни, огни, огни…». Их путь лежит через войну. огни смерть Будущее??? Новый мир???
Как пошли наши ребята В красной гвардии служить В красной гвардии служить- Буйну голову сложить! путь двенадцати красногвардейцев смерть
У тебя на шее, Катя, Шрам не зажил от ножа. У тебя под грудью, Катя, Та царапина свежа! Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши! В кружевном белье ходила- Походи-ка, походи! С офицерами блудила- Поблуди-ка, поблуди! Эх, эх, поблуди! Сердце ёкнуло в груди! Помнишь, Катя, офицера- Не ушёл он от ножа… Аль не вспомнила, холера? Аль память не свежа? Эх, эх,освежи, Спать с собой положи! Гетры серые носила, Шоколад Миньон жрала, С юнкерьем гулять ходила- С солдатьем теперь пошла? Эх, эх, согреши! Будет легче для души!
Уторапливает шаг Замедляет торопливые шаги Петька торопится идти вперед, когда страсти одолевают его. Слова его товарищей, пусть и иронично- циничные, отрезвляют его сознание, жаждущей мести.
Разыгралась чтой - то вьюга, Ой, вьюга, ой, вьюга! Не видать совсем друг друга За четыре за шага! Снег воронкой завился, Снег столбушкой поднялся… -Ох, пурга какая, спасе!
…И идут без имени святого Все двенадцать- вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль.. позади голодный пёс- старый мир впереди Иисус Христос и новый мир
«Для Блока его двенадцать - герои, так как они являются исполнителями великой миссии: они совершают революцию, а она для Блока- святое дело. Как символист и мистик, святость революции, её очистительную силу, Блок ставит перед этими двенадцатью незримо идущего Христа. По мнению автора, эти патрульные, хотя, может быть, и не ведают, что творят, являются символическими апостолами новой веры. Даже имена им даны, как у евангелистов. Так объясняется и название поэмы. Но такое объяснение, хотя и имеют свои отношения, во многом не удовлетворяло и самого Блока» М.Волошин
Н.С. Гумилев: образ Христа- это «внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект».
ВЕЛИКОЕ + ГРЕХОВНОСТЬ