Макс Лауэ
НАВЫК - автоматизированное выполнение простейших основных действий УМЕНИЕ - сознательное применение имеющихся у ученика знаний и навыков для выполнения сложных действий ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ (ОУУН) Подготовленность учащихся к практическим и теоретическим действиям самостоятельного приобретения знаний, выполняемых на основе приобретенных знаний и жизненного опыта
Классификация общеобразовательных умений и навыков (по Н. А. Лошкаревой) УЧЕБНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕУЧЕБНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ сравнение анализ систематизация обобщение абстрагирование моделирование, мысленный эксперимент классификация причинно – следственные связи овладение приёмами умственной деятельности
Показ значения умения с целью овладения им. Ознакомление с последовательностью выполнения действий. Показ учениками образца выполнения действий. Тренировочные упражнения. Самостоятельное применение умений.
План описания географического положения материка Положение материка по отношению к экватору, тропикам (полярным кругам). Нулевому меридиану. Крайние точки материка и их координаты; протяженность материка в градусах и километрах с севера па юг и с запада па восток. Климатические пояса, пересекающие материк. Океаны и моря, омывающие материк. Положение материка относительно других материков. План описания реки Географическое положение реки. Где берет начало, куда впадает? Длина реки, площадь бассейна, крупные притоки. Направление течения. Зависимость характера течения от рельефа. Падение, уклон реки. Источники питания реки. Режим реки, его зависимость от климата. Использование реки человеком.
Проанализируйте диаграмму в учебном пособии «Рост населения земного шара», составьте прогноз изменения численности населения на материках к 2030 году.
8 класс 1. Проанализируйте карту «Строение земной коры» и выпишите названия платформ. 2. Проанализируйте карты атласа. Определите, какие формы рельефа соответствуют: Сибирской платформе, Туранской плите, Индийской платформе, областям кайнозойской складчатости. 3. Проанализируйте карты атласа «Строение земной коры» и «Физическая карта Австралии». Ответьте на вопросы: - Какая часть материка Австралии наиболее древняя? - Почему наиболее разнообразные и крупные месторождения полезных ископаемых сосредоточены в пределах Австралийской платформы? -Почему на востоке Австралии преобладают рудные полезные ископаемые?
7 класс Тема. Атмосфера. Погода и климат. 1. Сравните атмосферное давление на одной и той же широте в летнее время над океаном, равнинными участками материка и высокогорными районами. 2.Сравните изменения среднегодовых температур воздуха в зависимости от географической широты в Северном и Южном полушариях и сделайте вывод, какое полушарие теплее. 10 класс География Беларуси Тема: Природные условия и ресурсы Беларуси 1. Сравните роль основных геологических процессов в формировании платформенного чехла Беларуси. 2. Сравните лето и зиму в Беларуси по количеству осадков и пасмурных дней. Раскройте причины различий.
8 класс. Южная Америка. Продолжите мысль, объясняя причины явлений. Климат западной части тропического пояса Южной Америки _____, так как ___________ восточная часть отличается _____________климатом из- за того, что __________в центральной части выпадение осадков возрастает в восточном направлении, благодаря ___________. Отличительной чертой тропического климатического пояса Африки является __________, потому что ___________. 9 класс. Евразия. 1. В какой части Великобритании промышленность наименее развита? Объясните причины данного явления. 2. В какой части Франции сконцентрированы крупнейшие промышленные центры страны? Объясните причины данного явления.
Задание на установление причинно- следственной связи Построить логическую цепочку. Угол падения солнечных лучей распределение солнечного тепла по поверхности Земли атмосферное давление количество осадков. Достроить недостающие звенья цепочки. Наступила ночь ……………. Бриз дует с берега на море
Формирование умений – сложный процесс. Ученикам проще усвоить знания. Однако знать не значит уметь. Между тем именно умения являются показателем усвоения географических знаний. Поэтому учитель должен проводить систематическую, целенаправленную работу по формированию умений.