ТЕМА: «ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ НАШЕЙ РОДИНЫ» УЧИТЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГОРБАТЕНКО Т.А. Методические разработки к разделу учебной программы по русскому (родному языку ) «Чтение и развитие речи»
На уроках чтения и развития речи обучающиеся воспитанники должны : овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей. - научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме. - быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
На уроках чтения и развития речи у обучающихся воспитанников происходит развитие не только речи, но и мышления : Обучающиеся, воспитанники учатся отвечать на поставленные вопросы : полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного ; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении ; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки ; устанавливать несложные причинно – следственные связи.
На уроках чтения и развития речи происходит комплексное решение задач нравственно - патриотического и гражданского воспитания детей. ИТОГ патриотического воспитания – формирование у обучающихся, воспитанников любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите.
Объект: Процесс организации уроков чтения и развития речи в системе индивидуального обучения на дому детей с особыми образовательными потребностями. Предмет: Особенности организации и проведения индивидуальных занятий по чтению и развитию речи для обучающихся, воспитанников в условиях обучения на дому.
Цель: сформировать умение читать бегло, быстро, правильно. Задачи: Образовательная: познакомить обучающихся, воспитанников с героическим прошлым на- шей Родины; Воспитательная: развитие патриотических чувств и переживаний, возникающих в процессе чтения и осмысления художественных произведений; воспитание чувства гордости за героическое прошлое нашей страны; Коррекционная: – расширение активного словаря, объяснение значения трудных для понимания слов, выработка умения беглого чтения; - социальная адаптация обучающихся, воспитанников на основе овладения ими новыми социальными позициями («я- сын своей Родины», «я - патриот»); коррекция памяти, внимания, мышления.
Ожидаемый результат: 1. сформированность у обучающегося, воспитанника умения ориентироваться в тексте, понимать смысл прочитанного, передавать смысл произведения; 2. сформированность умения быстро, правильно, бегло читать; 3. обогащённый словарный запас, развитие речи; 4. развитие положительных качеств личности: доброты, сочувствия к ближнему, уважения к героическому прошлому своей страны; 5. изменение ценностных ориентиров личности обучающегося, воспитанника; 6. сформированность патриотического сознания у обучающихся, воспитанников.
Исследование состояния гражданственно - патриотического воспитания на уроках чтения и развития речи в системе индивидуального обучения на дому детей с отклонениями в развитии. Вопросы анкеты « Что я знаю о своей Родине ?» Вопросы анкеты « Что я знаю о своём родном городе ?» 1. Как называется страна, в которой ты живёшь ? 2. Как называется столица нашей Родины ? 3. Как зовут президента нашей страны ? 4. Что такое « патриотизм »? 5. Можешь ли ты назвать себя патриотом ? 6. Кто такой А. Суворов ? 7. Каких ещё знаменитых людей, прославивших наше Отечество, ты можешь назвать ? 8. С кем сражались русские солдаты во время ВОВ ( гг.)? 9. Когда отмечается праздник Защитников Отечества ? 10. Когда отмечается праздник День победы ? 1. В каком городе ты живёшь ? 2. Как назывался наш город раньше ? 3. Как называется район, в котором ты живёшь ? 4. Как называется улица, на которой ты живёшь ? 5. Как выглядит герб Нижнего Новгорода ? 6. В какие цвета выкрашен российский государственный флаг ? 7. Какие исторические памятники нашего города тебе известны ? 8. Где в нашем городе расположен кремль ? 9. Назови башни кремля. 10. Когда отмечается праздник День города ?
Исследование состояния гражданственно - патриотического воспитания на уроках чтения и развития речи в системе индивидуального обучения на дому детей с отклонениями в развитии.
Для формирования гражданственно - патриотических компетенций на уроках чтения и развития речи используется : Нагляд ность Иллюстрации современных художников репродукции картин классических художников; Видео фильмы Тематические компьютерные презентации
Для формирования гражданственно - патриотических компетенций на уроках чтения и развития речи используется : Чтение и разбор произведения : беседа по изучаемой теме ; чтение произведения учителем для преподнесения образца чтения ; чтение по ролям ; выделение частей текста ; оглавление частей текста ; чтение произведения учеником вслух по логически законченным частям с разбором каждой части : главные и второстепенные действующие лица, словарная работа, ответы на вопросы по каждой части ; пересказ произведения по плану ; выделение главных и второстепенных действующих лиц ; характеристика действующих лиц, оценка их поступков ; подбор и чтение отдельных цитат и работа над их выразительным чтением ; мозговой штурм ; составление кластера ; составление синквейна ; заполнение сравнительных таблиц ; составление опорных схем ; обобщающая беседа : выведение основной мысли произведения ;
Для формирования гражданственно - патриотических компетенций на уроках чтения и развития речи используется : Проверка усвоения прочитанного : составление рассказа по кластеру, опорной схеме ; выборочное чтение ; составление синквейна ; формулировка выводов на основании сравнительных таблиц ; подбор иллюстраций к прочитанному тексту ; самостоятельное выполнение иллюстраций к прочитанному тексту ; использование перфокарт.
Анализ результатов использованных методических рекомендаций по формированию гражданственно - патриотических компетенций на уроках чтения и развития речи.
Проведение на уроках чтения и развития речи занятий на тему « Героическое прошлое моей Родины » позволило : сформировать у обучающегося, воспитанника умения ориентироваться в тексте, понимать смысл прочитанного, передавать смысл произведения ; обогатить словарный запас ; развитие уважения к героическому прошлому своей страны ; начать изменение ценностных ориентиров личности обучающегося, воспитанника ; начать формировать патриотическое сознание у обучающегося, воспитанника, находящегося на индивидуальном обучении на дому.