Современные корабли достаточно надежные средства передвижения.
Тем не менее, время от времени происходят различные непредвиденные ситуации, в которых кто-то из пассажиров или экипажа может оказаться за бортом.
На случай аварии на судах предусмотрены средства спасения: спасательные круги, спасательные жилеты и костюмы, шлюпки и надувные плоты.
В ситуации человек за бортом очень важно не пропустить момент, когда отсутствие человека будет замечено: чем раньше начнутся спасательные работы - тем больше шансов на успех.
Находясь на борту судна, следует постоянно быть на виду, знакомиться с людьми, а, отлучаясь, сообщать родным и знакомым, куда вы пошли.
Любой, кто первым заметил падение человека за борт, должен действовать четко, быстро и правильно. Громко крикнуть: "Человек за бортом!"
Немедленно бросить пострадавшему спасательное средство.
Обозначить место падения, бросая в воду плавающие предметы.
Сообщить о происшествии капитану судна.
Четко выполнять все команды, вести наблюдение, стараясь не потерять пострадавшего из виду.
Что нужно делать, если вы оказались за бортом? Оказавшись за бортом, надо по возможности успокоиться и осмотреться. Не рекомендуется плыть за судном или навстречу ему; у судна больше возможности подойти к упавшему за борт.
- Сбросить одежду, мешающую двигаться, избавиться от лишних предметов.
Кричать, звать на помощь в том случае, если вас услышат.
Подплывая к спасательному средству, брошенному с судна, махать рукой, чтобы привлечь внимание.
Попав в воду, выдохнуть нужно тогда, когда вы перевернетесь лицом вверх (через 510 секунд после касания воды).
Оказавшись в воде, необходимо быстро отплыть от судна, а затем держаться на воде, делая как можно меньше движений для сохранения тепла.
Если поблизости находятся спасательные плоты или катера, постарайтесь подплыть к ним, посигнальте свистком, который находится в кармашке жилета, чтобы вас заметили.
Если Вы бросились за борт во время кораблекрушения и не забыли надеть спасательный жилет, то вспомните, что спасательные жилеты снабжены лампочками со специальными батарейками, работающими в морской воде, их свет хорошо заметен в ночное время.
Кроме того, к жилету прилагается свисток для подачи звуковых сигналов, а иногда и специальный порошок, окрашивающий воду в ярко-зеленый цвет, хорошо видимый с воздуха, и сигнальное зеркало (гелиограф).