«Проектный метод как средство социально- личностного развития дошкольника» МБДОУ 37 г.Салавата Материалы к городскому семинару для воспитателей ДОУ
Основной целью проектного метода в детских садах является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Проекты – одна из самых успешных форм индивидуализации дошкольного образования.
Взаимодействие между специалистами Реализуя основные направления развития дошкольника, у педагогов возникают значительные трудности с организацией деятельности дошкольников вне занятий, планирующейся в течение дня. Значимость данного направления возросла: основная общеобразовательная программа дошкольного образования (ООПДО) в соответствии с ФГОС должна предусматривать решение программных образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Наш детский сад ведёт проектную деятельность в рамках образовательной программы, которая основана на понимании роли личности ребёнка в системе дошкольного образования.
Поддержка личности ребёнка в ДОУ Заведующий ДОУ Методист ДОУ Педагоги Д/с Психолог Д/с Музыкальный руководитель Педиатр Медсестра СЕМЬЯ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Познавательно- речевое Художественно- эстетическое Социально- личностное Физическое развитие
СОЦИАЛЬНО- ЛИЧНОСТНОЕ Социализация Труд Безопасность Сюжетно- ролевые игры Игры-фантазии Театрализованные постановки Д/игра Игры с предметами Изготовление продукта в ходе проектирования Рассказ воспитателя о труде Моделирование ситуаций Беседа о безопасном поведении
Метод проектов является методом практического и целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с социальной средой; является педагогической технологией, методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в социальную среду способствует актуализации знаний, умений и навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим формирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, творческой личностно и общественно значимой деятельности реализует принцип сотрудничества детей и взрослых позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе
Что даёт нам работа в проекте? - в группе создается благоприятна я атмосфера для обучения - все учатся у всех - проект интегрирует различные аспекты знаний и действий - каждый участник работает в своем ритме - проекты не привязаны к содержанию программы - ребенок может научиться ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника - у детей появляется стимул для работы и познания с удовольствием, с желанием - создается сообщество детей, воспитателей и родителей - проекты позволяют быстро получать наглядный результат своей деятельности
Основные направления в проектной деятельности построение проектного взаимодействия на основе личностно- ориентированной модели воспитания создание единого образовательного пространства постоянное методическое сопровождение творческих проектов создание банка данных обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне совершенствование предметно- развивающей среды в ДОУ активное многофункциональное взаимодействие с социальными партнёрами, общественными организациями и учреждениями города вовлечение семей в воспитательно- образовательный процесс
В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные его аспекты Стержневым и линиями интеграции могут выступать Тематика познавательной деятельности Народные и календарные праздники Исторические даты. Лексические темы учителя- логопеда Интересы детей Тематические разделы (блоки) программ социальные (в том числе, нравственно- этические) эмоционально- чувственные (включая художественно- эстетические, музыкально- художественны е и т.д.) логико- математические естественнонаучны е (биологического и физического характера)
Основные требования В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск Проект – это «игра всерьёз», результаты его значимы для детей и взрослых Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Ребёнок пришёл в детский сад. Теперь перед ним начинает открываться социальная жизнь. Именно этот опыт, в дальнейшем окажет влияние на личностное развитие ребёнка.
. эффективная форма подготовки и мотивации к проектной деятельности – модель трёх вопросов. Что знают? Что хотят узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
.. Метод ладошки ( Н.М.Крылова ) Задумка Выбери материал Выбери инструмент Все делай по порядку Результат
В этом году, особое место в проектах занимает культура общения, речевое развитие ребёнка, его коммуникативные способности. Их реализация начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомство с циклами проектирования. Проекты звучат так : «В мире сказок», авт. Кулик З. Р. «Театральные куклы», авт. Бикмухаметова Л. Р. «Игрушки», авт.Рогожина А. А. «Мой дом – моя семья», авт. Симонова Т. В. «Моя любимая мамочка», авт. Пятаева Г. А. «Мальчишки и девчонки, а также их родители», авт. Нестёркина А. Р. «Я и дорога», авт. Марфина Э. К. «Большие права маленького человека», авт. Машталер Г. А.
Наши дети пытаются разобраться, зачем людям нужны разные предметы:. – охраняют нас от холода; – сквозь них хорошо видно; – ни чего не разливается; ………………………………… И поняли: Что если предметы хорошо видны, сквозь него, виден их цвет, значит у этой коробочки нет цвета, она бесцветная.
Вспомнили и посмотрели на фотографиях наши зимние украшения, которые нам приготовили родители для украшения участка. Лёд тоже бесцветный, прозрачный. Выучили загадку.
Пробовали положить в «коробочку»: белый лист бумаги; разноцветные фигурки ВЫЯСНИЛИ! НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ… Предметы сохраняют свой цвет
Рисовали пальчиками на стекле…
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые, творческие и тематические проекты: «Любимые игрушки», «Путешествие к мишке в гости» и др. Проекты могут быть спонтанными (их подсказывает жизнь и планировать их не приходится) и традиционными (повторяющимися ежегодно, но каждый раз по-новому). По продолжительности они могут быть краткосрочными (одно или несколько занятий, 1 день – 1-2 недели), средней продолжительности (от 1 до 2-х месяцев), долгосрочные (учебный год).
Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. ? Проектная деятельность – творческая деятельность, идущая от интересов и потребностей детей. Поэтому план такой деятельности нельзя составить в традиционной форме, нельзя заранее предугадать, что детям будет интересно на данном этапе, какая проблема для них актуальна и значима необходимо продумать и организовать предметную среду таким образом, чтобы она способствовала поисковой деятельности детей (детские энциклопедии, альбомы, книги, игры, атрибуты в соответствии с темой проекта) Подготовительная работа успех познавательно- поисковой деятельности зависит от педагога
Последователь ность работы воспитателя Постановка цели, исходя из интересов и потребностей детей Привлечение дошкольников к решению проблемы (обозначение «детской» цели) Планирование движения к цели (поддержка интереса детей и родителей) Творческий поиск (обращение за рекомендациями к специалистам детского сада) Рисование плана-схемы проведения проекта вместе с детьми и родителями, вывешивание её на видное место Сбор информации, материала (в соответствии с планом-схемой) Проведение занятий, игр, наблюдений, поездок (мероприятий основной части проекта) Выполнение домашних заданий родителями и детьми Переход к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей Организация презентации проекта, праздник, открытое занятие, акция, КВН и т.д.), составление книг, альбомов и т.п.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые, творческие и тематические проекты: «Любимые игрушки», «Путешествие к мишке в гости» и др. Проекты могут быть спонтанными (их подсказывает жизнь и планировать их не приходится) и традиционными (повторяющимися ежегодно, но каждый раз по-новому). По продолжительности они могут быть краткосрочными (одно или несколько занятий, 1 день – 1-2 недели), средней продолжительности (от 1 до 2-х месяцев), долгосрочные (учебный год).
Этапы работы над проектом Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: -к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); -в каких источниках можно найти информации; - какие предметы использовать(принадлежности, оборудование); *с какими предметами научиться работать для достижения цели. Выполнение проекта – практическая часть Подведение итогов – определение задач для новых проектов
формы методической работы в детском саду консультациисеминары Тренинги защита проектов конкурсы образовательн ых проектов Следует заметить, что, выбирая пути обновления образовательного процесса, педагог может идти собственным путём, методом проб и ошибок. Он может действовать, применяя образцы деятельности, разработанные коллегой, администрацией учреждения, выработанные на коллегиальном уровне творческой группой детского сада, использовать российский опыт дошкольного образования. Для осуществления интегрированного подхода в организации образовательного процесса необходимо согласовать, объединить деятельность всех сотрудников, работающих с детьми.
Образовательной основой проекта может выступать так называемая «паутинка», содержащая систему познавательной информации по теме проекта. Она может заполняться воспитателем вместе с детьми по ходу проекта и может быть разработана и записана воспитателем заранее. Записи лучше вести печатными буквами. Познание Познание (ведущая деятельность –познавательно -исследовательская) указать формы Чтение художественной литературы (ведущая деятельность – чтение) указать формы Коммуникация Коммуникация (ведущая деятельность – коммуникативная) указать формы Социализация Социализация (ведущая деятельность – игровая) указать формы Трудовая Трудовая (ведущая деятельность – трудовая) указать формы Безопасность Безопасность (интеграция разных видов деятельности) указать формы Здоровье Здоровье (интеграция разных видов деятельности) указать формы Физическая культура Физическая культура (ведущая деятельность – двигательная) указать формы Художественное творчество (ведущая деятельность – продуктивная) указать формы Музыка Музыка (ведущая деятельность – музыкально- художественная) указать формы Формы взаимодействия с семьёй и социальными партнёрами указать формы Режимные моменты Режимные моменты (интеграция разных видов деятельности) указать формы