1 Техника «Машинная аппликация» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Пособие составил: учитель технологии Терехова Наталия Ивановна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия 5 Мурманск 2014
2 Техника тканевой аппликации Заключается в создании орнаментов или рисунков путём закрепления кусочков ткани на тканевом фоне. Кусочки можно приклеить или пришить. Аппликация может быть предметной, декоративной и сюжетной, одноцветной или многоцветной. Применяют как декоративный элемент изделий и одежды.
Применяется при создании пейзажных или каких – либо других сюжетных композиций лоскутных панно 3 Многослойная машинная аппликация
Для пейзажных работ лучше использовать лоскуты с растительным, не очень чётким, лучше абстрактным, расплывчатым рисунком 4 Если в многоцветной композиции появляется крупный лоскут однотонной ткани, его « разбивают » на более мелкие элементы машинной строчкой, сохраняя ритм линий рисунка. Этот прием « разбивки полотна » делает более плавным переход от однотонной ткани к ткани с набивным рисунком.
законы цветовой гармонии закономерности цветовых сочетаний 5
6
Всё окружающее рядом со светлым представляется темнее, а около тёмного – светлее 7
дневная ночная вечерняя 8
делается по эскизу рисунка Эскиз даёт представление о контуре – внешнем очертании того или иного предмета 9 Объём предмета и степень его удаления от точки наблюдения передаётся расцветкой ткани
10 Изображая отдельно стоящие деревья, важно знать характерные особенности их внешнего очертания дуб сосна ель крон а берёза
11 а ) солнечный диск – аппликация, лучи – прямая строчка б ) солнечный диск – аппликация, лучи – редкие крупные стежки в ) солнечный диск и лучи – аппликация
12 г ) солнечный д иск и л учи – аппликация д ) солнечный д иск – аппликация, л учи – расширяющая зигзагообразная строчка е ) солнечный д иск – машинная вышивка, л учи – р едкие стежки п о концентрическим окружностям Способы изображения солнца в детской тематике
рулик жгут из одной полосы жгут из двойной полосы 13
Важно сохранить пропорциональные соотношения главных и второстепенных частей композиции. Разделить пространство пейзажа на планы ( передний, средний, дальний ) с учётом воздушной и линейной перспектив. 14
Перспектива – кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии 15
Эскиз, выполненный на плотной бумаге, станет основой для выкроек По эскизу проверяется правильность раскладки 16 В технике лоскутного пейзажа линию горизонта рациональнее располагать в пределах середины картинной плоскости
17 Можно выбрать подходящий рисунок из книги или открытки …, и увеличить его до нужного размера
18
Работая по чужому эскизу, необходимо перевести его по клеткам в нужный вам размер 19 Переведите рисунок на кальку, расчертите её на квадраты, начиная от середины к краям
20
На каждый элемент рисунка делают выкройку из бумаги ( кальки и т. д.) По выкройкам из подобранных тканей вырезают детали аппликации, давая припуски 1 -1,5 см на каждую нижнюю деталь для контакта с верхней деталью ( деталями ) Из плотной ткани размером с будущее изделие подготавливают основу и закрывают её тканью для фона Подготовленные детали последовательно согласно рисунку располагают на фоне в направлении сверху вниз и фиксируют булавками 21
22
Настрачивание начинают с самой нижней детали ( например, 1), т. е. детали, которая лежит только на фоне, не перекрывая собой соседних деталей После того, как деталь настрочена, она становится фоном для остальных деталей ( например, 2 – 3) 23
24 Детали (1- 3) н застрачивают последовательно в д ва приёма, начиная и заканчивая строчку п од соседними деталями : - прямой строчкой с мелким шагом, отступая о т контура 1 -2 м м ( рис. а ) - зигзагообразной строчкой с небольшой ш ириной частыми стежками, захватывая к рай контура и прямую строчку ( рис. б )
петельный шов гладьевые стежки 25 «зубки»«лапки» тамбурный шов
26 Объёмная аппликация Используют : синтепон, ватин или другой объёмный материал
27 Перед началом работы детали подкрахмаливают, либо сажают на клеевую основу
28
Иногда кусочки тканей приклеивают к изделию Это более быстрый способ выполнить аппликацию 29
Сделайте эскиз будущей картины в натуральную величину на плотной бумаге, прорисовав все детали узора. Перенесите копию эскиза на кальку и разрежьте рисунок по линиям стыковки деталей на выкройки деталей картины. Для удобства пронумеруйте все детали на эскизе и те же номера проставьте на выкройках деталей Из подходящих по цвету и узору лоскутков выкройте детали будущей картины с учетом технологий, которыми вы будете пользоваться, чтобы пришивать лоскуты. Так, выкраивайте детали, пришиваемые машинным швом « зигзаг » или вышивальными швами, точно по выкройке, без припуска на подгиб, а пришиваемые вручную « в тай » - с учётом запаса на подгиб по всем сторонам выкройки детали. Подготовьте единый кусок материала по размеру готовой картины - ее основу из плотной светлой хлопчатобумажной ткани 30
Наложите выкроенные детали на основу в соответствии с эскизом и закрепите их булавками. Проверьте общий декоративный эффект заготовки картины и замените неподходящие по цвету или узору лоскутные детали Пришейте лоскутные детали на ткань - основу, используя соответствующие технологии. Отпарьте готовое полотно картины Готовое полотно картины натяните на деревянный подрамник или сделайте текстильную раму : пришейте широкую кайму из однотонной или с набивным рисунком ткани, контрастную по цвету основному фону картины. Подложите под кайму объёмный материал - и у вас будет выпуклая текстильная рама для картины 31
32
33
34 Мой северный край
35 Ненаглядная сторона
36 Горы. Ночной пейзаж
37 Маленькая страна
38 Летний вечер в Гаграх
39 Мечта о лете