Орнаменты. Стили. Мотивы. Выполнил : Савостин Г. П.
Орнамент это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, он представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции ритм, симметрия ; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость ; пластика в рельефных орнаментах ; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа. Термин орнамент связан с термином декор, который никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого ; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней. Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.
Орнамент один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно - орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (1510 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, « елочный » орнамент, плетеночный (« веревочный ») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг солнце, квадрат земля, треугольник горы, свастика движение солнца, спираль развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами ( часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки - символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.
Большое место орнамент занял в народном художественном ремесле. Один из крупнейших чешских исследователей народной культуры Йозеф Выдра выделяет четыре главные функции орнамента : 1) конструктивную она поддерживает тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие ; 2) эксплуатационную она облегчает пользование предметом ; 3) презентационную она увеличивает впечатление ценности предмета ; 4) психическую она действует на человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его.
За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров : геометрические, растительные, комплексные и т. д., от простых сочленений до сложных хитросплетений. Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами. На определенных этапах художественной эволюции происходит « стирание » грани между орнаментальной и сюжетной росписью. Это можно наблюдать в искусстве Египта ( амарнский период ), искусстве Крита, в древнеримском искусстве, в поздней готике, модерне.
Африканский орнамент
Индейский орнамент
Китайский орнамент
Русский орнамент
Арабский орнамент
Геральдический орнамент