Ергалиева Зауре Наурызгалиевна учитель русского языка и литературы ГУ СШГ9 г. Актобе
Развитие творческих способностей учащихся через организацию работы с текстом
Творческая деятельность характеризуется гибкостью мышления, способностью находить новые связи между объектами, быстро переключаться, проводить аналогии. Чтобы развивать интеллект, необходимо осуществлять систематическую работу с учащимися над решением не только стандартных, но и творческих заданий.
Актуальность выбранной темы исходит из следующей главной проблемы – это снижение интереса к чтению.
Виды творческих заданий по русской литературе
Аукцион «Продажа» предметов, вещей, принадлежавших героям романа И. С. Тургенева Отцы и дети»
К продаже выставлены: 1. Пестрый персидский ковер. 2. Виолончель. 3. Красная роза. 4. Кольцо с вырезанным на камне сфинксом. 5. Микроскоп. 6. Черное платье.
Дискуссионная карта (И.С. Тургенев «Муму») Мог ли Герасим решиться на побег до гибели Муму? Записать по одному утверждению. ДА НЕТ
Радуга (И.С. Тургенев «Муму») Каким цветом вы изобразили бы характер и чувства героев? (Герасим, барыня, Муму) Почему выбрали такой цвет?
Викторина «Умники и умницы» по повести И.С. Тургенева «Муму» 1. В каком городе происходит действие повести? 2. Какую одежду сшили в Москве на лето Герасиму? 3. Какой была старость у барыни? 4. Как называл себя башмачник Капитон, жалуясь дворецкому на свою судьбу?
5. По какому признаку можно было определить, что Герасим в поисках Муму «успел обежать пол-Москвы»? 6. Где Герасим в последний раз покормил Муму? 7. Кто, по словам автора, «…по Т… у шоссе усердно и безостановочно шагал…»?
Кроссворд «Волшебное ожерелье» (А.И. Куприн «Синяя звезда»)
«Подарок» принцессе Эрне 1. Автор удивительного произведения. 2. Жанр произведения. 3. Название страны с ее кротким народом. 4. Титул короля (опорное слово). 5. Имя принцессы. 6. Изъятый и уничтоженный предмет в королевстве. 7. Путник, спасенный принцессой.
Проблемные задачи (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц») - Почему «Маленького принца» называют философской сказкой? - Какой урок дает нам Маленький принц?
Сказка наполнена множеством мудрых изречений. Объясните следующие из них: - Зорко одно лишь сердце. - Человек в ответе за тех, кого приручил. - Все дороги ведут к людям. - Одни только дети знают, чего ищут. - Вода бывает нужна и сердцу.
Проблемные задачи - Какой цвет сопровождает образ Олеси? (повесть А.И.Куприна «Олеся») - Попробуйте приблизительно определить возраст Простаковой. Что же так сильно состарило ее? (Д.И.Фонвизин Недоросль»). - Как вы думаете, что же помешало Мартышке найти верное применение очкам? (И.А. Крылов «Мартышка и Очки»)