познакомиться с созданием рисунков в QBasic, изучить графические примитивы, научиться их применять на практике.
Компьютерная система координат Начало координат находится в верхнем левом углу экрана монитора. Ось Х направлена слева направо. Ось Y – сверху вниз. Значения координат – это целые положительные числа. Координата Координата – это место расположения того или иного предмета.
Задание - На координатной плоскости отметьте точки: 1(3,6); 2(3,3); 3(5,1); 4(7,3); 5(7,6). - Соедините: а) ; б)
Определение Оператор Оператор (statement) – это команда, инструкция для компьютера. Встретив в программе тот или иной оператор, машина четко его выполняет. Каждый язык программирования имеет свой, четко оговоренный набор операторов.
Оператор SCREEN Экран монитора может работать в двух режимах: символьном и графическом. В графическом режиме экран монитора «разбит» на маленькие клеточки – пиксели. Оператор SCREEN устанавливает количество пикселей на экране монитора. SCREEN n Где: screen – это оператор, который очищает экран и задает графический режим; n – это номер графического режима. SCREEN в переводе с английского языка означает экран.
Оператор SCREEN Оператор SCREEN 7 – устанавливает 320 (ось Х)*200 (ось Y) пикселей. Оператор SCREEN 9 – устанавливает 640*350 пикселей. Координаты угловых точек экрана монитора для SCREEN 7.
Оператор PSET Оператор PSET выводит точку заданного цвета. PSET(x,y),C где x и y – координаты точки на экране, а С – ее цвет. Название оператора PSET произошло от двух английских слов Point Set, что в переводе означает установить точку. Например: SCREEN 7 PSET (10,50),4 – выводит красную точку с координатами (10,50).
Оператор PSET Номера цветов темные цвета светлые цвета 0 черный 8 темно-серый 1 синий 9 светло-синий 2 зеленый 10 светло-зеленый 3 голубой 11 светло-голубой 4 красный 12 светло-красный 5 фиолетовый 13 светло-фиолетовый 6 коричневый 14 желтый 7 серый 15 белый Текущий цвет Текущий цвет – цвет, который задается последним.
Оператор COLOR Оператор COLOR устанавливает цвет фона и изображения. COLOR номер цвета изображения, номер цвета фона. COLOR в переводе с английского языка – цвет, краска. Например: COLOR 4,14 – устанавливает изображение красного цвета, фон – желтый; COLOR,14 – устанавливает желтый фон; COLOR 4 – устанавливает изображение красного цвета.
Оператор LINE Оператор LINE изображает отрезок, прямоугольник или закрашенный прямоугольник. Изображение отрезка LINE (x1,y1)-(x2,y2), номер цвета где x1,y1 – координаты начала отрезка; x2,y2 – координаты конца отрезка. LINE в переводе с английского языка – линия. Текущая точка Текущая точка – точка, координаты которой задаются последней. Для построения отрезка указываются координаты двух точек и цвет отрезка. Например: SCREEN 7 LINE (50,100)-(80,30),5
Изображение прямоугольника LINE(x1,y1)-(x2,y2), номер цвета, В Команда В в операторе LINE является первой буквой английского слова Box – коробка. Для построения прямоугольника необходимо указать координаты двух противоположных вершин (координаты диагонали). Оператор LINE Например: SCREEN 7 LINE (50,100)-(80,30),5,B
Оператор LINE Изображение закрашенного прямоугольника LINE (x1,y1)-(x2,y2), номер цвета, BF Команда F в операторе LINE является первой буквой английского слова Full – полный.
Оператор CIRCLE Оператор CIRCLE изображает окружность. CIRCLE (x,y),R, номер цвета координаты радиус окружности центра окружности CIRCLE в переводе с английского языка – окружность. Например: CIRCLE(150,100),20,4 – построена окружность красного цвета радиусом 20 пикселей с центром в точке (150,100).
Оператор CIRCLE Изображение эллипса CIRCLE (x,y),R, номер цвета, К где x, у – координаты центра эллипса; R – радиус эллипса; К – значение коэффициента сжатия. При значении 0
Оператор CIRCLE CIRCLE(x,y),R,номер цвета,N,K,A Где x, y – координаты центра окружности; R – радиус окружности; N – начальная точка дуги, заданная в радианах; K – конечная точка дуги, заданная в радианах; A – отношение значений y-радиуса и x-радиуса. Например: CIRCLE(180,100), 30, 4, 1, 2 CIRCLE(260,100), 30, 4, -2, -1 0/ /2 2/ /
Оператор PAINT Оператор PAINT закрашивает замкнутую область произвольной формы. PAINT (x,y), цвет заливки, цвет контура где x,y - координаты области закрашивания по осям x и y. PAINT в переводе с английского языка означает красить, окрашивать. Если цвет заливки и цвет контура совпадают, то в операторе PAINT можно указывать только один цвет. Например: CIRCLE (150,100),20,4 PAINT (150,100),5,4 – будет закрашена окружность в фиолетовый цвет, граница – красная.
Задание 1 Составьте программу написания буквы М (точками). Цвета фона и точек – любые. SCREEN 7 PSET (100, 125), PSET (100, 25), PSET (150, 75), PSET (200, 25), PSET (200, 125), COLOR
Задание 2 Соедините линиями точки из задания 1. SCREEN 7 LINE (100, 125)-(100, 25), LINE-(150,75), LINE-(200, 25), LINE-(200, 125),
Задание 3 Нарисуйте три точки: синюю, зеленую и красную. SCREEN 7 PSET (100, 60),1 PSET (150, 60),2 PSET (200, 60),4
Задание 4 Пример графики на QBasic: Квадрат, три концентрические окружности и точка. Программа имеет вид: SCREEN 7 COLOR 14, 8 LINE (100, 50)-(220, 150), 13, B CIRCLE (160, 100), 20, 11 CIRCLE (160, 100), 30, 12 CIRCLE (160, 100), 40, 14 PSET (160, 100), 15
Задание 5 Составьте программу, выводящую на экран следующее изображение: SCREEN 7 CIRCLE (, ), Раскрасьте снеговика, используя оператор PAINT.
Задание 6 Нарисуйте несколько вложенных прямоугольников. (Подпишите координаты точек.) SCREEN ____ LINE (10,10)-(200,200),,В LINE (20,20)-(190,190),,В LINE (, ) - (, ), ___
Задание 7 Постройте штангу из трех прямоугольников. SCREEN 7 LINE (50, 100)-(275, 75),,В LINE (, )-(, ),,В Закрасьте штангу.
1. Выучить конспект (знать операторы графики). 2. Создайте программу, рисующую Российский флаг. Флаг состоит из трех полос, поэтому рисовать их надо, используя команду line с параметром bf. Здесь главное четко рассчитать координаты диагоналей всех трех прямоугольников.