Символика архитектуры православного храма
Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее «открытую», осознанную, продуманную систему смыслов. Православный храм заключает в себе сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее «открытую», осознанную, продуманную систему смыслов. Православный храм заключает в себе сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ
Символика храмовой архитектуры непосредственно связана с символикой богослужебного чина, которая формировалась в VI-IX вв. одновременно со сложением чина Литургии в Византии. Именно тогда был выработан крестово- купольный тип храма, идеально соответствующий богослужебному чину и создающий архитектурными формами зрительные образы того, что провозглашается словом и священнодействиями богослужения. Символика храмовой архитектуры непосредственно связана с символикой богослужебного чина, которая формировалась в VI-IX вв. одновременно со сложением чина Литургии в Византии. Именно тогда был выработан крестово- купольный тип храма, идеально соответствующий богослужебному чину и создающий архитектурными формами зрительные образы того, что провозглашается словом и священнодействиями богослужения.
В Византии храмы строили так, чтобы они производили впечатление, подобное тому, которое описано в одном сирийском гимне: В Византии храмы строили так, чтобы они производили впечатление, подобное тому, которое описано в одном сирийском гимне: «Его свод простирается подобно небесам, без колонн, изогнут, и замкнут, и украшен золотой мозаикой, как небесный свод сияющими звездами. Его высокий купол сравним с небом небес». «Его свод простирается подобно небесам, без колонн, изогнут, и замкнут, и украшен золотой мозаикой, как небесный свод сияющими звездами. Его высокий купол сравним с небом небес».
Главный храм Византии назывался Софийским. Вместе с православием Русь унаследовала и крестово-купольную форму храма.
Крестово- купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что должно напоминать о распятии, о жертве, принесенной во имя всего человечества Крестово- купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что должно напоминать о распятии, о жертве, принесенной во имя всего человечества
Многоглавие храмов Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.
Одна глава знаменует единство Бога.
Две главы соответствуют двум естеством Богочеловека Иисуса Христа. Две главы соответствуют двум естеством Богочеловека Иисуса Христа.
Три главы знаменуют Святую Троицу.
Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света. Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.
Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов. Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.
Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов. Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.
Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.
Символика православной иконы
Ико́на (от ср.-греч. ε κόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. ε κών «образ», «изображение»). Ико́на (от ср.-греч. ε κόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. ε κών «образ», «изображение»).греч. Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Это не картины. Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Это не картины. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.
Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый.
В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах. В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах. Взглянем на икону «Рождество Богородицы». Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в одном пространстве, которое похоже на свиток, разворачивающийся на наших глазах. Взглянем на икону «Рождество Богородицы». Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в одном пространстве, которое похоже на свиток, разворачивающийся на наших глазах. «Рождество Богородицы» «Рождество Богородицы»
Изображение архитектуры
Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним. Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.
. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости.. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Икона изображает мир, где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его свет освещает все. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени. Икона изображает мир, где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его свет освещает все. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени.
Лик это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она на вас. Лик это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она на вас.Лик
К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т. д. К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т. д.
Символика цвета Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый. В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.
Красный это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Красный это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью). Зеленый цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).
Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому "означает" или символизирует свет. Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому "означает" или символизирует свет.
Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность,. Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность,. Золотом изображается на иконе то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати. Золотом изображается на иконе то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати. Это явление благодатного света икона передает золотым нимбом вокруг головы святого. Нимб - не аллегория, а символическое выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы. Это явление благодатного света икона передает золотым нимбом вокруг головы святого. Нимб - не аллегория, а символическое выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы.
Православный символ – образ, трудно выразимый человеческим языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни. Православный символ – образ, трудно выразимый человеческим языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни. С этими образами мы обязательно встречаемся и в храмах, где изображения - символы помещены под куполом (в парусах), на иконах царских врат иконостаса и на миниатюрах в самом Евангелии. С этими образами мы обязательно встречаемся и в храмах, где изображения - символы помещены под куполом (в парусах), на иконах царских врат иконостаса и на миниатюрах в самом Евангелии.