Турнир «ПОНИ. Готовься к школе!» Третий этап «Знайка» Плевако Лариса Александровна – старший преподаватель ГАОУ ДО НСО НИПКиПРО кафедры ТиМДО
В турнире «ПОНИ® - готовься к школе!» участвуют дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Участие в турнире раскрывает интеллектуальные особенности и творческий потенциал ребёнка, развивает в нём независимость и самостоятельность, позволяет получить признание взрослых и сверстников.
Первый этап «Палитра» включает в себя серию заданий художественно-эстетической направленности, при решении которых ребёнок может проявить творческое воображение, представления об изобразительном искусстве, его видах и жанрах г. Второй этап «Речецветик» содержит серию заданий, при решении которых дети могут проявить вербальный интеллект и лингвистическую интуицию Третий этап «Знайка» включает в себя серию заданий познавательного характера, в которых дети показывают свою осведомлённость в разных областях действительности, сформированность элементарных математических и логических навыков, наблюдательности, внимание и смекалку. 13 марта 2014
Образовательная область Этап турнира Социально коммуникативно е развитие Речевое развитие «Речецветик» Познавательное развитие «Знайка» Художественно эстетическое развитие «Палитра» Физическое развитие ФГОС
2.6. К ОНКРЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УКАЗАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗАВИСИТ ОТ ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ И ДОЛЖНО РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ В ОПРЕДЕЛЁННЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : Игровая деятельность ; Коммуникативная деятельность; Восприятие художественной литературы и фольклора Самообслуживание и элементарный бытовой труд Конструирование из разного материала Музыкальная деятельность; Двигательная деятельность ; Познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) ФГОС
О БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «П ОЗНАНИЕ » Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) и т.д. ФГОС
Т РЕТИЙ ЭТАП КОНКУРСА СПОСОБСТВУЕТ : раскрытию интеллектуально-творческого потенциала ребенка 5-7 лет в сфере познавательного развития; развитию способности к элементарным математическим представлениям; формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию творческой активности, формированию первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектах окружающего мира (форме, размере, количестве, числе, части и т.д.)
О СНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТУРНИРА : соответствие заданий и организации этапов конкурса возрастным особенностям детей; интегрированный характер заданий; обеспечение ситуации успеха для каждого участника; активное участие в конкурсе всех субъектов образовательного процесса – детей, педагогов и родителей; эффективность организации через создание информационного и развивающего пространства, обеспечение обратной связи.
Р АСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ Содержание разделов Число заданий; соответствующие номера вопросов ФЭМП1/4 Сенсорное развитие 2/3,5 Формирование целостной картины мира 2/1,2
Р АСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 -7 ЛЕТ Содержание разделов Число заданий; соответствующие номера вопросов ФЭМП 2/4,5 Сенсорное развитие 2/1,3 Формирование целостной картины мира 1/2
Ч ТО ПОМОЖЕТ НА ПУТИ К УСПЕХУ : Умение видеть закономерности в изображении, решать логические задачи Умение оперировать знаками и символами, выполнять арифметические действия, видеть закономерности Умение объединять разрозненные предметы в единое целое (синтез, обобщение), классифицировать предметы по определенным признакам. Умение пользоваться условными мерки для измерения длины Умение объединять предметы на основе общих понятий, выполнять цепочки действий и следовать правилам. Умение логически рассуждать, устанавливать элементарные связи и зависимости и делать правильное умозаключение
М ЕТОД СУЖЕНИЯ ПОЛЯ ПОИСКА ( ДИХОТОМИЯ : ЧИСЛОВАЯ, ПРОСТРАНСТВЕННАЯ, КЛАССИФИКАЦИОННАЯ ) ( АВТОР Н.Н.Х ОМЕНКО Т.А.С ИДОРЧУК ) Цель: освоение приемов сужения поля поиска какого- либо объекта по выясненным признакам. Структурные компоненты метода Выбор объекта в числовом ряду, в разных видах пространства или какой – либо классификационной группы. Задаются вопросы, сужающие поля поиска объекта в числовом ряду, пространстве или способом отсечения лишних признаков объекта. Рефлексия, позволяющая осознать, по каким признакам осуществлялось сужение поля поиска.
П РИМЕР : « ОТГАДАЙ ЧИСЛО ОТ 0 ДО 1000» Правила игры: не допускается перечисление чисел; принимаются вопросы сужающие поле поиска. Игровое действие : отгадай число с помощью алгоритма сужения поля поиска (загадано число 133) Вопросы, на которые загадывающий отвечает «да» или «нет»: Это меньше 500? Это меньше 250? Это больше 190? Это больше 157? Это 141? Это меньше 133? Это меньше 137? Это больше 135? Это 136 Результат: число отгадано за 8 вопросов.
Т РЕНИНГ : « ОТГАДАЙ ЧИСЛО ОТ 0 ДО 20» Это 20
И ГРА «ДА – НЕТ» МОЖНО РЕШИТЬ ТАКИЕ ЗАДАЧИ : Развить у ребенка умение задавать вопросы, сужающие поле поиска в числовом ряду; В игровой форме быстро научить порядковому счету, операциям порядкового счета в рамках единиц и десятков; сравнивать количественные показатели; Обогатить словарь ребенка математическими терминами, обозначающими место нахождения числа в ряду; Обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и настойчивость в достижении поставленной цели.
Ф ОРМИРОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТОВ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА Цели: формирование у ребенка обобщенной картины мира; Развитие умения описывать объект через признаки и их значения, что является необходимым при решении проблем; Формирование устойчивого познавательного интереса; Становление исследовательских навыков; Обучение навыкам классификации; Самостоятельное создание классификационных структур;
П РИМЕРНАЯ СХЕМА КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТА МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА Загаданный объект материального мира Рукотворный мир Природный мир
П РИМЕРНАЯ СХЕМА КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТА МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА Живая природа Природный мир Неживая природа Жидкое вещество Твердое вещество Газообразное вещество
П РИМЕРНАЯ СХЕМА КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТА МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА Живая природа Природный мир Неживая природа Животный мир Растительный мир Грибы
П РИМЕРНАЯ СХЕМА КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТА МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА Функция объекта, его дело Рукотворный мир Принадлежность к классификационной группе Наличие частей Материал Местонахождение Время создания Количество Размер (по отношению к чему-либо) Цвет Форма
Т РЕНИНГ : « ОТГАДАЙ КАКОЙ ОБЪЕКТ Я ЗАГАДАЛА ? »
К каким источникам можно обратиться?