6 класс Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова
Поэтическая разминка «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» «Белеет парус одинокий…» «Тучки небесные, вечные странники…» «Мы долго молча отступали…» «Играют волны – ветер свищет…» «Забил снаряд я в пушку туго И думал: …» «А он, мятежный, просит бури…» «Кто же вас гонит: судьбы ли решение?…»
Вопрос классу: «Ребята, как вы думаете, о чём же сегодня будет идти речь на уроке, отрывки из чьих произведений прозвучали?»
М.Ю.Лермонтов Автопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка). Акварель.1837 г.
М.Ю.Лермонтов (в вицмундире лейб – гвардии Гусарского полка). Художник Ф.О.Будкин 1834 г.
М.Ю.Лермонтов. Художник П.П.Кончаловский.
Словарная работа Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь. Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.
Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова: мотив действия и подвига; мотив странничества; мотив изгнанничества; мотив сна; мотив памяти и забвения; мотив одиночества…
Тема урока: «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова».
Эпиграф Никто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тягость, как другим. Тоска блуждает на моём челе, Я холоден и горд, и даже злым в толпе кажусь… (М.Ю.Лермонтов)
Стихотворение «Утёс» Ночевала тучка золотая На груди утёса – великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
УЧИМ ТЕРМИНЫ Композиция Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Инверсия -Необычный порядок слов в предложении Антитеза- Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли. Аллитерация Повторение однородных согласных звуков. Эпитет Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Олицетворение Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Метафора Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов.
Энциклопедическая страничка Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар., возвыш.); природная светло – синяя краска, оттенок синего цвета.
О цвете Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину. В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной. У многих народов он символизировал небо и вечность. Как правило, романтики с синим цветом отождествляли свои мечты и тоску по неземному идеалу.
Анализ стихотворения М. Лермонтова «Листок» См. с. 155 – 156 учебника. Анализ стихотворения в тетради по следующим вопросам
Краткий анализ поэтического текста Какова композиция произведения (каково его построение)? Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении? Каков мотив? Как показано одиночество?
Литературная гостиная
Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение «Утёс» (с.158) выучить литературоведческие термины, подготовиться к диктанту по терминам Анализ стихотворения ( по схеме) в тетради закончить дома.