Агафонова Е.Е.
Содержание 1. Устная и письменная речь.Устная и письменная речь. 2. Стили речи.Стили речи. 3. Типы речи.Типы речи.
Агафонова Е.Е. Со Со Содержание Устная и письменная речь Слайд 5. «Для чего человеку нужна речь?» Слайд 6. «Устная речь». Слайд 7. «Характеристика устной речи». Слайд 8. «Голос. Особенности интонаций». Слайд 9.«Невербальные средства общения». Слайд 10. «Пожалуйста,потише…».Задание классу. Слайд 11. «Как вести себя во время разговора». Слайд 12. «Письменная речь и её разновидности». Слайд 13. «Письменная речь».
Агафонова Е.Е. Стили речи Слайд 14. Выбор стиля речи. Слайд 15. «Стили речи».(Стихотворение ). Слайд 16. Стили речи (опорный конспект). Слайд 17. Разговорный стиль и его особенности. Слайд 18. Художественный стиль. Слайд 20. Художественный стиль и его особенности. Слайд 21. Публицистический стиль. Слайд 22. Публицистический стиль. Сфера употребления, цель, жанры. Слайд 23. Особенности публицистического стиля. Слайд 24. Официально – деловой стиль. Слайд 25. Официально – деловой стиль и его особенности. Слайд 26. Схема научного стиля речи. Слайд 27. Стилистический эксперимент 1. Слайд 28. Стилистический эксперимент 2.
Агафонова Е.Е. Типы речи Слайд 28. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Слайд 29. Типы речи. Повествование. Слайд 30. Повествование. Слайд 31. Структура повествования. Слайд 32. Описание и его структура. Слайд 33. Объекты описания. Слайд 34. Рассуждение и его структура. Слайд 35. Рассуждение и его характерные особенности.
Агафонова Е.Е. Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить, рассмешить Предостеречь, посоветовать, Остановить. УСТНАЯ Р РЕЧЬ И И Е ЕЁ Р РАЗНОВИДНОСТИ ДИАЛОГ ПОЛИЛОГ МОНОЛОГ
Агафонова Е.Е. УСТНАЯ РЕЧЬ 1.Те,кто говорят, видят и слышат друг друга. 2.Говорят, на ходу исправляя лишь те ошибки, которые заметят. 3. Говорящий видит реакцию собеседника
Агафонова Е.Е. ХАРАКТЕРИСТИКИ устной речи 1. ТЕМП (скорость) 1. ТЕМП (скорость) 2. ГРОМКОСТЬ (сила звучания) 2. ГРОМКОСТЬ (сила звучания) 3. ТЕМБР (окраска голоса) 3. ТЕМБР (окраска голоса) 4. ТОН 4. ТОН ТЕМП Быстро Очень быстро Нормально Скороговоркой Замедленно Очень медленно
Агафонова Е.Е. ГОЛОС ГОЛОС ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ ЕХИДНЫЙ РОБКИЙ ВКРАДЧИВЫЙ ГРУБЫЙ 1. Прочитайте диалог, учитывая окраску голоса: - Алло.Слушаю вас. - Павлик дома? - Нет, он ещё не приходил из школы. Возможны варианты : спокойный - резкий сердитый - робкий уверенный - испуганный. Варианты силы голоса : громко, слишком громко, шёпотом, тихо…
Агафонова Е.Е. Невербальные ( несловесные )средства общения очень часто используются в разговоре, дополняя и разъясняя сказанное Жест – движение, что-то выражающее или сопровождающее речь. Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние. Реакция собеседника –проявление отношения к чему-то или к кому-то Невербальные средства Жест Мимика Реакция собеседника
Пожалуйста, потише… -В музее, кинотеатре и трамвае О том, о сём друг другу говорим, Но часто одного не замечаем, Что,как в лесу дремучем, мы кричим. О том, что мы вчера ходили в гости, Что папа подарил велосипед, У дедушки к дождю разнылись кости, А, между прочим, дождика всё нет. -Пожалуйста, потише! -Пожалуйста, потише! -Тсс! Тсс! Ччч! В какое бы общественное место Судьба сегодня вас не привела,- Учтите, никому не интересно Всё знать про ваши личные дела. 1.Прочитайте, продумывая силу голоса и интонацию, Подготовьтесь к чтению отдельных реплик полилога.
Агафонова Е.Е. КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА 1. Говорите спокойно 2. Не размахивайте руками. 3. Следите за тем, какие слова вы подбираете. 4. Умейте слушать другого. 5. Говорите отчётливо, не спешите. Изменяйте интонацию, чтобы ваша речь не была монотонной. 6. Не разговаривайте слишком долго. 7. Никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми
Агафонова Е.Е. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ и её разновидности Письмо Личный дневник Изложение Сочинение
Агафонова Е.Е. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ 1.Тот, кто пишет, не видит и не слышит того, к кому обращается. 2.Пишут, при проверке исправляя все ошибки. 3. Пишущий реакцию собеседника не видит, может только предугадать
Речевая ситуация Где говорим? С кем ? С какой целью? В официальной обстановке В неофициальной обстановке С одним человеком Общение Сообщение Воздействие С большой аудиторией Выбор стиля речи
Агафонова Е.Е. Стили речи Артисты говорят в гримёрной, Твой друг беседует с тобой- Стиль это просто А не какой – нибудь иной. Рассказ читаешь или стих, Роман, поэму, пьесу – Знай в них стиль, Стиль очень интересный. Ещё есть стиль Статей в журнале политическом, Газетных очерков, заметок – Запомни также стиль и этот. А биографию открой – А правила когда мы учим, Употребляем стиль Разговорный Художественный Публицистический Официально - деловой Научный
Агафонова Е.Е. Стили речи (где? с кем? зачем?) Книжные Разговорный общение (разговорные слова, неполные предложения,диалог ) НАУЧНЫЙ- сообщение (термины) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – воздействие (образные слова) ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ (сообщение) (особые слова и обороты) ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ сообщение информации, воздействие (общественно-политическая лексика,совмещение торжественной лексики и разговорных средств )
Агафонова Е.Е. Разговорный стиль Особенности разговорного стиля Цель - общение Cфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми, сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных. Стилевые черты - Мы не всегда знаем, о чём будем говорить. - Мы не знаем, какие слова подберём. - Мы должны видеть и слышать участника разговора. Языковые средства: ограничен состав книжных слов,много просторечных слов,большое количество междометий, частиц, наличие неполных и коротких предложений, богатство интонаций.
Агафонова Е.Е. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Сфера употребления – язык художественной литературы. Цель использования – создание художественного образа, эмоционально – эстетическое воздействие. Языковые средства : 1.Эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола и т. д. 2. Стилистические фигуры ( фигуры речи) : анафора, антитеза,бессоюзие,градация, инверсия,параллелизм,риторический вопрос,об- ращение,умолчание,эллипсис, эпифора. Художественный стиль отличается образностью, широким использованием изобразительно –вырази- тельных средств языка.
Агафонова Е.Е. Художественный стиль речи 1. Предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально – эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, подчиняются задачам данного стиля. 2. Основная функция – эстетическая. 3. К средствам художественной выразительности относятся РИТМ,РИФМА,ИНТОНАЦИЯ,ЗВУКОПИСЬ. 4. Характерная особенность – соединение различных стилей речи, совмещение слов «высоких» и «низких», присутствие разговорной лексики,иногда – просторе- чий, диалектизмов,профессионализмов. 5. Тип речи – рассуждение,рассуждение с элементами описания, описание.
Агафонова Е.Е. Публицистический стиль Публицистика - особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно- политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.
Агафонова Е.Е. Публицистический стиль Сфера употребления –стиль радио, телевидения, газетных, журнальных статей. Цель – передача информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя. Жанры: информация, критическая заметка, репортаж,интервью,статья, рецензия, зарисовка, очерк,фельетон. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, СУДЕБНАЯ РЕЧЬ. ДОКЛАД.
Агафонова Е.Е. Особенности публицистического стиля речи 1.ЛОГИЧНОСТЬ. 2.ОБРАЗНОСТЬ. 3.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ. 4.ОЦЕНОЧНОСТЬ. 5.ПРИЗЫВНОСТЬ. 6.ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИ- ЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА Важнейшее качество –ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ: Она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем. Чтобы воздействовать на воображение и чувства читателя, используются ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЯ, МЕТА- ФОРЫ, просторечные слова, фразеологизмы
Агафонова Е.Е. ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ Сфера употребления - используется в официальной обстановке ( сфера законодательства, делопроизводства, административно –правовой деятельности ). Цель –сообщение, информирование. Основные жанры: законы, приказы,постановления резолюции, протоколы, акты,справки, инструкции, объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт, докладная…) Особенности языка: 1. Официально – деловая лексика 2.Устойчивые, стандартизированные обороты речи 3.Точность,не допускающая иного толкования.
Агафонова Е.Е. Официально – деловой стиль речи. Официально – деловой стиль речи. Сфера употребления – правовые, служебные, производственные отношения. Цель использования – сообщение, информирование. Основные черты: 1.Точность, не допускающая иного толкования. 2. Неличный характер. 3.Стандартизованность,стереотипность построения текста. 4.Долженствующе- предписывающий характер. Языковые особенности. 1. Лексика – широкое употребление стандартных оборотов речи. специальной терминологии. 2. Синтаксис – осложнённые простые предложения. 3. Типы речи – почти отсутствуют повествование и описание. 4. Все документы лишены эмоциональности, отсутствуют изобразительные средства языка.
Агафонова Е.Е. Схема научного стиля речи Речевая ситуация : ЦЕЛЬ - СООБЩЕНИЕ,ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ Стилевые черты: логичность изложения, отвлечённость и обобщённость, точность, доказательность, неэмоциональность и объективность
Агафонова Е.Е. Стилистический эксперимент Задание : 1. Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый синоним, данный в скобках, а затем прочитайте текст со вторым синонимом. Что получилось? 2. В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами? 3. Что получится, если прочитать текст ещё один раз, используя то первый, то второй синоним? У ручья ( выросла, вымахала) красавица Роза. На ветку перед ней (сел, взгромоз- делся) Соловей. С восхищением он( смотрел, уставился) на Розу, ( воспевая, расхваливая ) её красоту. Соловьиные ( трели, верещания ) звучали над ручьём, и тот ( вторил, поддакивал ) им тихим ( журчанием, бульканьем ). Но пришла осень.( Опали, отвалились ) лепестки прекрасной Розы. Ручей ( унёс, уволок ) их вдаль, и ( смолкла, заглохла ) соловьиная песня. А.Смирнов.
Агафонова Е.Е. Стилистический эксперимент Задание : 1. В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза: глазёнки, гляделки. С какой целью использовал их автор ?глазёнки 2. Как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами? 3.Что, по вашему мнению, будут представлять собой люди – обладатели глаз, глазёнок, гляделок? Глаза. Были глаза: чёрные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И были глазёнки: серые, плутоватые – всё шмыгают, ни на кого прямо не смотрят. Спросили глаза : - Что вы бегаете? Чего ищете ? Забегали глазёнки, засуетились, говорят : - Да так себе,понемножечку,полегонечку, нельзя – помилуйте, надо же – cами знаете. И были гляделки : тусклые, нахальные.Уставятся и глядят. Спросили глаза : - Что вы смотрите ? Что видите? Скосились гляделки, закричали : - Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы ? Да мы вас ! Искали глаза глаз таких же прекрасных, не нашли и сомкнулись. Ф. Сологуб.
Агафонова Е.Е. Типы речи Повествование Описание Рассуждение Что произошло? Несколько рисунков (фотографий) глаголы Какой? Один рисунок (фотография) прилагательные Почему? Нет рисунков, фотографий. наречия
Агафонова Е.Е. Типы речи. Повествование. : Повествование – это рассказ, сообщение о каком – то событии в его временной последовательности. Композиционные особенности: 1. Произведения повествовательного типа могут начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия (т.е. событие может передаваться в прямой, хроноло- гической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а потом уже - о самом дейcтвии). 2. Выразительная и изобразительная сила повество- вания заключается в наглядном представлении дейст- вия. 3. Особая роль принадлежит глаголам, обозначающим последовательно сменяющие друг друга события,по- могают развёртыванию повествования.
Агафонова Е.Е. ПОВЕСТВОВАНИЕ –это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. Главное –порядок протекания действия и развитие сюжета Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Особая роль принадлежит ГЛАГОЛАМ, особенно формам прошедшего време- ни совершенного вида (они, обозначая последовательность событий, помога- ют развёртыванию повествования ). К тексту – повествованию можно поставить вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО? Метод фотографирования – НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ.
Агафонова Е.Е. Повествование и его структура вступление Завязка Развязка КУЛЬМИНА ЦИЯ Заключение
Агафонова Е.Е. Описание и его структура Описание – словесное изображение какого - либо явления действитель – ности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель описания – сделать так, чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своём сознании. Композиция описания: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. (описание деталей, частей) 3. Авторская оценка, вывод,заключение. Языковые особенности: 1. Широкое использование слов, обозначающих качест- ва, свойства предметов. 2. Употребление глаголов несовершенного вида в форме прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности – в фор- ме настоящего времени. 3. Важную роль играют определения, назывные и неполные предложения.
Агафонова Е.Е. О бъекты описания в зависимости от ситуации и целей могут быть самые разные
Агафонова Е.Е. Рассуждение и его структура Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой – либо мысли. Рассуждение – очень важный тип речи: чтобы убедить в чём – то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснован- ные выводы. Это умение необходимо,чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны. Композиция 1. Тезис ( высказывается какая – то мысль ) 2. Аргументы( доказательства или опровержение этой мысли). а)… б)… в)… Убедительные, сопровождаемые примерами 3. Вывод ( заключение )
Агафонова Е.Е. Рассуждение и его характерные особенности Рассуждение и его характерные особенности Важно, чтобы а) тезис был доказуемым и чётко сформулированным б) аргументы были убедительными, их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса в) между тезисом и аргументами, а также отдельными аргументами устанавливалась логическая и грам - матическая связь г) каждый аргумент подтверждал именно выдвинутый вами тезис, а не что – то другое ( факт – самое бес – спорное доказательство). д) для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами использовались вводные слова: во – первых, во – вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом Жанровые формы рассуждения Письмо СтатьяРецензия Доклад Полемический диалог
Агафонова Е.Е.. ( 17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию… (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. …(22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... В предложениях 17, 18, 20, 22 перечислены последовательные действия персонажей.
Агафонова Е.Е. ( 3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?.. В предложениях 3–5 представлено рассуждение.
Агафонова Е.Е. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки. Предложения 8–9 включают описание.
Агафонова Е.Е. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...» Предложения 24–26 содержат повествование.
Агафонова Е.Е. 1. Розенталь Д.Э Практическая стилистика русского языка. М.: Высшая школа, Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, УМК по русскому языку под редакцией Бабайцевой В.В. 5-9 класс. М.:Дрофа,2008 г 4. gif 5.