Игры по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Подготовила учитель-дефектолог МКДОУ 85 Илюшина Е.В.
Для дошкольника игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский)
Представляем Вашему вниманию игры, сделанные своими руками, по формированию элементарных математических представлений по разделу «Количество и счет», «Геометрические фигуры».
Игра «Узнай цифру на ощупь» (Вариант 1 – цифры из бархатной бумаги наклеены на картон).
Вариант 2 – цифры 1-10 вырезаны из плотного картона
Цель игры: Развитие кинестетического восприятия; Закрепление знания наглядного образа цифр; Закрепление знания числового ряда; Развитие навыка прямого и обратного счета в пределах 10; Развитие образного мышления.
Описание игры: Ребенок закрывает глаза, (либо глаза можно завязать платком), затем взрослый предъявляет по одной цифре, предлагает обследовать и назвать их. После этого ребенок выкладывает цифры по-порядку, считает в прямом и обратном порядке
Антон и Артем угадывают цифры.
Игра «Узнай фигуру на ощупь».
Цель игры: Развитие кинестетического восприятия; Закрепление знания наглядного образа геометрических фигур, их названия; Развитие образного мышления.
Игра «Сосчитай на ощупь». Кристина и Маша считают пуговицы на ощупь.
Цель игры: Развивать навык тактильного восприятия; Формировать навык количественного счета.
Игра: «Запоминай-ка».
Цель игры: Эта игра поможет развить внимание, память, а также навыки счета. Для нее необходимы две карточки (разделенных на 9 квадратов) и два набора пуговиц (18 штук попарно одинаковых).
Один игрок ведущий, он раскладывает на своем поле несколько пуговиц. Второй игрок запоминает. Затем поле накрывается платком, и второй игрок на своем поле должен разложить пуговицы так же, как у ведущего. Сначала можно тренироваться на небольшом количестве пуговиц, добавляя их постепенно.
Игра: «Цифры на шнурочке»
Цель игры: 1. Способствовать развитию мелкой моторики рук с помощью шнуровок. 2. Развивать навыки счета. 3. Учить соотносить цифру с количеством предметов (отверстий). 4. Учить соотносить количество предметов (отверстий) с соответствующей цифрой.
1. Посчитать точки и соотнести их с цифрой на карточке. Усложнение игры: продеть шнурочек через отверстия, одновременно считая их и также соотнести с цифрой на карточке. 2. Прошнуровать карточки от 0 до 5, от 0 до 10, от 3 до 7 и т. д., соединив их между собой. 3. Соединить карточки между собой по порядку, продевая шнурочек через каждое отверстие на карточке и считая эти отверстия. Варианты игры:
Игра «Посади бабочку на цветок».
Цель: закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, соотносить количество с цифрой.
Пример сначала мы читаем, потом решать мы начинаем.
Игра «Самолеты в облаках».
Облака повеселели, Шубки белые одели И в неведомые дали Как лошадки поскакали По небесному ковру, Развлекая детвору.
Игра «Выложи узор».
Цель: формирование и закрепление математических представлений дошкольников Задачи: Способствовать развитию умения находить заданную фигуру по нескольким признакам (форма, цвет, размер, число) Развивать умение работать по алгоритму, способность работать в уме
Ход игры: Детям раздается карточка с числовым рядом (числа двузначные) : первая цифра означает форму, а вторая – цвет. В соответствии с тем или иным числом дети берут геометрические фигуры и выкладывают «геометрические бусы». В зависимости от возраста и решаемых задач признаки могут меняться и их количество увеличиваться. Данные игры могут использоваться в качестве демонстрационного и раздаточного материала в, а также при и индивидуальной работе с детьми.
Спасибо за внимание!