Рекламная деятельность и маркетинг учебный курс специальности «Управление персоналом»
2 Общие сведения по дисциплине Включенная в блок общепрофессиональных дисциплин специальности «Управление персоналом», «Рекламная деятельность и маркетинг» позволяет сформировать маркетинговое мышление специалистов, столь необходимое в управлении организацией, повысить уровень экономической грамотности, заложить фундамент знаний для дисциплин, требующих владения основами маркетинга и рекламы. Знания, полученные студентами в процессе освоения дисциплины, влияют на понимание сущности деятельности организации в целом, управленческих процессов не только в кадровой области, но и производственной деятельности предприятия; позволяют студентам выйти в новую для них сферу – рынок продавцов и покупателей, товаров и услуг. Полученные знания являются необходимой составляющей ведения бизнеса, самозанятости, обеспечивая успешное и эффективное достижение поставленных целей.
3 Краткое описание дисциплины Курс «Рекламная деятельность и маркетинг» посвящен изучению: основ маркетинга и рекламной деятельности, способов повышения эффективности маркетинговых коммуникаций в целом и рекламных обращений к потребителю в частности, потребительского поведения и мероприятий, способствующих наиболее эффективному удовлетворению потребителей.
4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью изучения дисциплины является формирование у студентов четкой системы знаний и представлений о рекламной и маркетинговой деятельности организации, их роли в процессах эффективного функционирования предприятия.
5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов : «Экономика», «Общая психология», «Психология личности» В то же время дисциплина является одной из базовых дисциплин для изучения дисциплины «Маркетинг персонала»
6 Итоговые знания, умения и навыки В итоге освоения дисциплины, студенты должны знать: Основные категории и понятия курса «Рекламная деятельность и маркетинг»; Цели, задачи, функции маркетинга и рекламы; Процессы маркетинговой деятельности, позволяющие привести процессы производства в соответствие со спросом; Основные маркетинговые стратегии фирмы; Этапы процесса потребительского поведения Организацию процесса рекламной деятельности Основные составляющие рекламы Основные средства распространения рекламы. Студенты должны уметь: Использовать различные понятия и определения в объяснении сущности маркетинга и рекламной деятельности; Определять сущность процесса сегментирования и позиционирования; Определять основные факторы, влияющие на потребительское поведение; Определять необходимость использования того или иного средства рекламы; Определять достоинства и недостатки выбранного средства рекламы для определенной ситуации; Применять полученные знания в управлении персоналом организации.
7 Содержание лекционного курса Раздел I. Тема 1. Маркетинг Тема 2. Маркетинговая стратегия фирмы Тема 3. Сегментирование рынка Тема 4. Позиционирование товара Тема 5. Потребительское поведение Раздел II. Тема 6. Реклама Тема 7. Рекламные средства Тема 8. Применение рекламных средств Тема 9. Реклама и ее воздействие на потребителя
8 Тема 1. Маркетинг Первая тема курса посвящена знакомству студентов с понятием «маркетинг», его роли в жизни общества и деятельности предприятия, его составляющими, функциями и принципами.
9 Тема 2. Маркетинговая стратегия фирмы Вторая тема курса целиком посвящена рассмотрению понятия и основных вариантов маркетинговых стратегий фирмы
10 Тема 3. Сегментирование рынка В данной теме Вы познакомитесь с одним из основных процессов маркетинга – сегментированием рынка, заключающимся в разбиении потребителей на однородные группы (сегменты) по ряду факторов, определенных для конкретных товаров фирмы
11 Тема 4. Позиционирование товара В данной теме Вам предстоит ознакомиться с процессом позиционирования товаров (услуг) фирмы, понимаемым как маркетинговые усилия корпорации по разработке и внедрению в сознание целевых потребителей особого образа компании, товара, услуги, отличающегося от того что, предлагают конкуренты
12 Тема 5. Потребительское поведение Изучение данной темы позволит студентам рассмотреть понятие «потребительское поведение» и ознакомиться с моделированием покупательского поведения
13 Тема 6. Реклама Эта тема курса посвящена изучению сущности рекламы, как комплекса мер по стимулированию сбыта, распространению продукции (услуги) и формированию спроса на нее
14 Тема 7. Рекламные средства В данной теме рассмотрено понятие «рекламное средство», представлены составляющие его элементы, а так же определены достоинства и недостатки применения различных видов рекламных средств
15 Тема 8. Применение рекламных средств Изучение темы 8, позволит студентам ознакомиться с возможностями применения различных рекламных средств торговой рекламы
16 Тема 9. Реклама и ее воздействие на потребителя Девятая тема курса посвящена изучению моделей воздействия рекламы на потребителя. Так же внимание уделяется рассмотрению разновидностей лживой и вводящей в заблуждение рекламы
17 Формы контроля Текущий контроль Вопросы для самопроверки Тест к разделу дисциплины Итоговый контроль Тест в режиме on-line;. Подготовка реферата; Сдача зачета.
18 Глоссарий Глоссарий – обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала. Например: 1. Маркетинг – это система организации всей деятельности фирмы или предприятия по разработке, производству и сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов потребителей с целью получения высокой прибыли; 2. Реклама – это процесс информирования населения о товаре, ознакомления с ним, убеждения в необходимости его покупки.
19 Список литературы Основная Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга./ Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», – с. Основы маркетинга: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Маркетинг» и «Реклама»/ [Г.А. Васильев, Н.Д. Эриашвили, Н.А. Нагапетьянц и др.]; Под ред. проф. Г.А. Васильева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, – 543 с. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско – книготорговый центр «Маркетинг», – 364 с. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика.- СПб.: Питер, Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.Д. Поведение потребителей./ Пер. с англ.; Под ред. Л.А.Волковой – СПБ.: Питер Ком, – 768 с., ил. (Серия «Теория и практика менеджмента»).
20 Список литературы Дополнительная Краско Т.И. Психология рекламы: / Под ред. Е.В. Ромата. – Харьков: Студцентр, – 216 с.: ил. – (Библиотека журнала «Маркетинг и реклама»). Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учеб. пособие/ Науч. ред. М.В. Удальцова. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, – 230 с. – (Серия «Высшее образование»). Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России – СПб: Питер, – 384 с.: ил. – (Серия «Маркетинг для профессионалов»). Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителя в маркетинге/ Пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, – 352 с.: ил. – (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
21 Самостоятельная работа Темы рефератов 1. Роль маркетинга в современном бизнесе; 2. Концепции маркетинга и эволюция их развития; 3. Маркетинговые исследования; 4. Рынки, виды рынков; 5. Комплекс маркетинга («маркетинг – микс»); 6. Поведение потребителей; 7. Типы покупателей; 8. Факторы, определяющие поведение покупателей: культурные, социальные, личностные, психологические; 9. Мотивы потребления; 10. Маркетинговые коммуникации;
Концепция жизненного цикла товара; 12. Маркетинг в социальной сфере; 13. Новые маркетинговые технологии; 14. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций; 15. Понятие рекламы и историческое развитие рекламной деятельности; 16. Понятие рекламы и состояние современной рекламы; 17. Реклама, как экономическое, психологическое и культурное явление; 18. Эффективность рекламы; 19. Психические процессы в рекламе; 20. Психологические воздействия рекламы; 21. Основные принципы составления рекламных текстов; 22. Художественное объявление рекламных объявлений; 23. Психология цвета в рекламе; 24. Выбор средств распространения рекламы; 25. Нравственные проблемы современной российской рекламы; 26. Понятие «торговая марка», «брэнд»; 27. Имиджи и брэнды как предметы социальных потребностей; 28. Организация рекламы в магазине; 29. Мероприятия паблик рилейшнз; 30. Создание эффективной торговой марки.
23 Сведения об авторе ФИО: Антоненко Наталья Владимировна Место работы: Белгородский государственный университет, факультет Управления и предпринимательства Должность: ассистент кафедры «Управление персоналом» Кафедра: «Управление персоналом» Контактная информация: Адрес: г. Белгород, ул. Победы 85, корпус 13, каб Рабочий телефон: тел