"Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи" Грошева Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы, г.Прокопьевск
Тема урока: Тема урока: "Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"
Цель урока: определить позицию автора по отношению к типу мечтателя и показать актуальность его личности. Задачи урока: углубить понятие «сентиментализм»; совершенствовать работу с текстом произведения; развивать логическое мышление и речь учащихся ; связать поднятую автором проблему с сегодняшним днем.
Ф. М. Достоевский «Белые ночи». Сентиментальный роман. (Из воспоминаний мечтателя)
Прямое значение: Белые ночи - светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. В Петербурге 11 июня по 2 июля. В Петербурге белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля. «Белые ночи». Смысл названия.
Символическое значение. Слово ночь вызывает определённую цепь ассоциаций: темнота, мрак, страх, господство тёмных сил и другие. Но оксюмороне сочетание белые ночи помогает нам представить необычные ночи, светлые, счастливые, противоречащие одиноким тёмным ночам, когда герой уходит в придуманный им мир грёз, мечтаний и снов. Не случайно произведение разделено не на главы, а на ночи (1, 2, 3, 4, 5), ведь герой меряет этот свой самый счастливый отрезок жизни именно ночами.
…Иль был он создан для того, Чтобы побыть хотя мгновенье В соседстве сердца твоего?.. Ив. Тургенев. …Знать был он создан для того, Чтобы побыть хотя мгновенье В соседстве сердца твоего. Ив. Тургенев. «Цветок»
Какова роль эпиграфа к произведению? Помогает осознать основную мысль, заключенную в последних строчках: Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую…?
Словарная работа.МЕЧТАТЕЛЬ - тот, кто предается мечтам, фантазер. - предмет желаний, стремлений; нечто созданное воображением, мысленно представляемое. МЕЧТА
«…В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем… Они любят читать и читать всякие книги, даже серьёзные, специальные, но обыкновенно со второй, третьей страницы бросают чтение, ибо удовлетворились вполне. Фантазия их подвижная, летучая, лёгкая, уже возбуждена, впечатление настроено, и целый мечтательный мир вдруг овладевает всем бытием мечтателя. … Постепенно, неприметно начинает в нём притупляться талант действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения, доставляемые ему своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни». «Петербургская повесть»
Беседа по вопросам: - Каков род занятий главного героя повести? -Каковы особенности мироощущения мечтателя? (по началу повести) -Какие общечеловеческие ценности лежат в основе такого мироощущения ?
КАКОЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРОЙ ВЫ ОБОЗНАЧИЛИ БЫ ЖИЛИЩЕ МЕЧТАТЕЛЯ?
Желтый цвет - «цвет радостный, бодрящий и нежный» ( Гете) Желчь
Яркие краски в сером городе
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ESО – ЕSО» ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ!
МОЛОДЦЫ!
Что запечатлено на этих рисунках? Что символизируют? Какие ассоциации вызывают?
ВЫБЕРИТЕ КАЧЕСТВА,КОТОРЫЕ,ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ,МОЖНО ОТНЕСТИ К МЕЧТАТЕЛЮ 1. Озлобленность 2. Скромность 3. Доброта 4. Жестокость 5. Чуткость 6. Искренность 7. Лживость 8. Трусость 9.Сострада- тельность
ОПРЕДЕЛИТЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЧТАТЕЛЯ: 1. Оригинал 2. Смешной человек 3. Лишний человек 4. Маленький человек 5. Чудак ХАРАКТЕР МЕЧТАНИЙ ГЕРОЯ: 1. Фантастический 2. Романтический 3.Приближённый к реальности 4.Лишённый всякого смысла
ВЫВОД НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ О ТОЙ ОПАСНОЙ ЧЕРТЕ, КОТОРАЯ РАЗДЕЛЯЕТ МЕЧТУ И РЕАЛЬНОСТЬ
Сегодня на уроке…. Мне очень понравилось Мне было очень весело Я узнала много интересного Я узнала много нового Мне было скучноЯ осталась равнодушной
Домашнее задание: ( ответить на вопрос ) Как вы думаете, удалось ли герою до конца избавиться от своего мечтательства?
СПАСИБО ЗА УРОК!
Желаю творческих успехов