Психология и патология мышления и интеллекта. От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике – таков диалектический путь познания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Худойкулов Жавохир группа БЭ-161.
Advertisements

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ Дисциплина: «Общая психология» Специальность: «Лечебное дело» Тема: «Мышление»
Мышление. Презентация Зверева Вениамина студента I курса.
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. O Д Т Ч П Ш С... O Д Т Ч П Ш С... Какая буква должна быть следующей в этой последовательности:
МЫШЛЕНИЕ Мышление психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует.
Материалы к уроку по теме: «Мышление». Мышление Мышление-это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и.
М.Х.Дулати атындағы Тараз мемлекеттік университеті Мышление.
Развитие мышления на логопедических занятиях учащихся начальных классов коррекционной школы 8 вида. Учитель-логопед Климченко С.Р.
Психология мышления. Сущность, определение мышления. Мышление – отражение общих свойств вещей и явлений и нахождение закономерных связей между ними Сущность.
Мышление и Воображение. План: 1.Понятие мышления 1.1 Особенности мышления 1.1 Особенности мышления 1.2 Классификация явлений мышления 1.2 Классификация.
Мышление. Виды мышления.
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ. ПАМЯТЬ Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это.
Индивидуальные особенности мышления и его развитие Подготовил студент 2 курса 2 группы Педиатрического факультета Мурзагалеев Равиль.
Цель: Проанализировать развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Задачи: 1. Изучить психологию.
ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. КАК ОБРАЗУЮТСЯ ПОНЯТИЯ.
ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. КАК ОБРАЗУЮТСЯ ПОНЯТИЯ.
1 Человек и информация. 2 Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников. Сообщение, полученное человеком, может пополнить.
МЫШЛЕНИЕ Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление – открытие новых.
Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление – открытие новых свойств.
Транксрипт:

Психология и патология мышления и интеллекта

От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. У философской литературе мышление определяется как ІІ ступень познания; І ст. – чувственное, живое созерцание: ощущение, восприятие, представление. У философской литературе мышление определяется как ІІ ступень познания; І ст. – чувственное, живое созерцание: ощущение, восприятие, представление.

Мышлением называется психический процесс, который состоит в раскрытии связей и зависимости между предметами и явлениями. Мышление – это сложный процесс познания окружающего мира, который осуществляется с помощью мыслительных операций: Анализ: разделение целого на части. Скелет - отдельные кости. Предложение – слова – слоги- фонемы. Анализ: разделение целого на части. Скелет - отдельные кости. Предложение – слова – слоги- фонемы. Синтез – соединение в одно целое отдельных частей. Симптом- синдром- диагноз. Синтез – соединение в одно целое отдельных частей. Симптом- синдром- диагноз.

Сравнение: установление схожести и (или) отличий; Сравнение: установление схожести и (или) отличий; Обобщение: за цветом: вишня, гвоздика, кровь; Обобщение: за цветом: вишня, гвоздика, кровь; За назначением: мебель, транспорт. За назначением: мебель, транспорт. Абстракция: выделение отдельных признаков объектов, которые изучаются, отвлекаясь от остальных: «число», «материя», «сила». Абстракция: выделение отдельных признаков объектов, которые изучаются, отвлекаясь от остальных: «число», «материя», «сила». Конкретизация: противоположное абстракции. Пример с анализом крови при инфекционных заболеваниях; разные б-ни дают разные показатели. Конкретизация: противоположное абстракции. Пример с анализом крови при инфекционных заболеваниях; разные б-ни дают разные показатели.

Классификация: объединение предметов и явлений за более общим признаком: инфекционные болезни, болезни сердечно-сосудистой системы; Классификация: объединение предметов и явлений за более общим признаком: инфекционные болезни, болезни сердечно-сосудистой системы; Систематизация: мысленное распределение предметов и явлений в определенном порядке; пример – периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Систематизация: мысленное распределение предметов и явлений в определенном порядке; пример – периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Виды (типы) мышления: (за формой существования); Наглядно-действенное (практическое): дети и высшие животные; мир познается путем действий, преобразований. Наглядно-действенное (практическое): дети и высшие животные; мир познается путем действий, преобразований. Наглядно-образное: дети дошкольного и младшего школьного возраста; Наглядно-образное: дети дошкольного и младшего школьного возраста; Словесно-логическое (абстрактное, теоретическое, понятийное): старшие школьники и взрослые. Пользуются понятиями, суждениями, умозаключениями. Словесно-логическое (абстрактное, теоретическое, понятийное): старшие школьники и взрослые. Пользуются понятиями, суждениями, умозаключениями.

За характером умственной деятельности: Мышление каузальное: вирус гриппа – грипп, Мышление каузальное: вирус гриппа – грипп, палочка Tbc – туберкулез; палочка Tbc – туберкулез; Мышление кондициональное: учитывает влияние различных Мышление кондициональное: учитывает влияние различных условий: грипп – переохлаждение, гиповитаминоз и т.п. условий: грипп – переохлаждение, гиповитаминоз и т.п. Типы мышления за стилем: Стандартное: 2 х 2 = 4 Стандартное: 2 х 2 = 4 Оригинальное; Оригинальное; Революционное (парадоксальное): Революционное (парадоксальное): теория Эйнштейна, Коперника. теория Эйнштейна, Коперника.

Формы мышления: Понятие: отображает наиболее существенное: «дерево», «человек», «стол». Понятие: отображает наиболее существенное: «дерево», «человек», «стол». Суждение: отображает существенные связи между предметами и явлениями - Вода гасит огонь. Суждение: отображает существенные связи между предметами и явлениями - Вода гасит огонь. Не все то золото, что блестит. Не все то золото, что блестит. Умозаключение: вывод из нескольких суждений. Умозаключение: вывод из нескольких суждений. Все металлы – проводники электричества; Все металлы – проводники электричества; Медь – металл; Медь – металл; Следовательно, медь – проводник электричества. Следовательно, медь – проводник электричества.

Способы умовыводов: Индукция; Индукция; Дедукция; Дедукция; Аналогия; Аналогия; Интуиция. Интуиция.

Качества мышления: Широта; Широта; Конкретность; Конкретность; Глубина; Глубина; Самостоятельность; Самостоятельность; Критичность; Критичность; Гибкость; Гибкость; Последовательность; Последовательность; Темп; Темп; Стандартность или оригинальность; Стандартность или оригинальность; Остроумие, находчивость; Остроумие, находчивость; Сообразительность; Сообразительность; Изобретательность. Изобретательность.

Мышление тесно связано с эмоциями - «розовые очки влюбленных». Практические советы: Развивайте у себя логическое мышление, элементы оригинального; Развивайте у себя логическое мышление, элементы оригинального; Избегайте аффективной логики; Избегайте аффективной логики; Добивайтесь, чтобы больной критически и адекватно оценивал свое состояние; Добивайтесь, чтобы больной критически и адекватно оценивал свое состояние; Отвлекайте больного от неприятных, навязчивых идей; Отвлекайте больного от неприятных, навязчивых идей; Создайте все условия, чтобы ночью больной спал, а днем отвлекался от неприятных мыслей. Создайте все условия, чтобы ночью больной спал, а днем отвлекался от неприятных мыслей.

Интеллект – это сумма знаний, умений, навыков, умение приобретать новые знания и использовать их на практике, особенно в новой, необычной ситуации. Интеллект определяется качествами мышления и памяти, особенно логичностью. Он формируется в основном до 5 –ти лет, после 5-ти лет приобретаются лишь знания. Сами по себе знания не определяют уровень интеллекта, а являются показателями грамотности.

Нарушение интеллекта: Недоразвитие интеллекта – олигофрения: дебильность; имбецильность; Недоразвитие интеллекта – олигофрения: дебильность; имбецильность; идиотия. идиотия. Малоумие (деменция): Малоумие (деменция): Тотальная деменция: прогрессивный паралич Тотальная деменция: прогрессивный паралич Парциальная : церебральный атеросклероз. Парциальная : церебральный атеросклероз. Псевдодеменция: пуэрилизм, синдром Маугли, Ганзеровский синдром. Псевдодеменция: пуэрилизм, синдром Маугли, Ганзеровский синдром.

Благодарю за внимание