XVIII век – век портрета Усиление интереса к человеческой личности Усиление интереса к человеческой личности Стремление раскрыть индивидуальность персоны Стремление раскрыть индивидуальность персоны Работа с натуры, для передачи особенности характера через определенные черты Работа с натуры, для передачи особенности характера через определенные черты Предпосылки развития жанра
ПАРСУНА От слова «персона», жанр портрета, получивший распространение в XVI – XVII вв. На основе традиций иконописных изображений: застылость, идеализация и отвлеченность образов Неизвестный художник. Портрет воеводы князя М.В. Скопина-Шуйского
Середина XVII в. – разрыв с иконописными традициями Приоритет – возвеличивание знатного лица в парадном, торжественном портрете. Живопись передает осязаемую форму предметов, их объем, массу, цвет, фактуру Иллюзия глубины реального пространства, воздушная перспектива, светотень Неизвестный художник. Портрет Якова Тургенева
Ранний период развития русского портрета Никитин Иван Никитич Никитин Иван Никитич Матвеев Андрей Матвеевич Матвеев Андрей Матвеевич Антропов Алексей Петрович Антропов Алексей Петрович Аргунов Иван Петрович Аргунов Иван Петрович
Никитин Иван Никитич Портрет напольного гетмана Является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени
Матвеев Андрей Матвеевич Автопортрет с женой
Антропов Алексей Петрович Русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты. Автопортрет с сыном у портрета жены
Портрет графини Румянцевой Антропов АлексейПетрович
Аргунов Иван Петрович Русский живописец, портретист. Из крепостных графа Шереметева.
Портрет крестьянки в русском костюме Как сквозь жилки голубые Льется розовая кровь, На ланитах огневые Ямки врезала любовь. Как их брови соболиный, Полный искр соколий взгляд, Их усмешка – души львиный И орлов сердца – разят Г.Р.Державин «Русские девушки» Аргунов Иван Петрович
Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны
Аргунов Иван Петрович Портрет Екатерины II
Зрелый период развития русского портрета Рокотов Федор Степанович Рокотов Федор Степанович Левицкий Дмитрий Григорьевич Левицкий Дмитрий Григорьевич Боровиковский Владимир Лукич Боровиковский Владимир Лукич
Рокотов Федор Степанович Русский художник, портретист, представитель стиля рококо. Избегал парадных, торжественных портретов, эффектных и пышных композиций. Считается создателем интимного, камерного портрета
Рокотов Федор Степанович Её глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Её глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полу испуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Н.А.Заболоцкий Портрет Ф.С.Струйской
Портрет неизвестной в розовом Рокотов Федор Степанович Сильное освещение лиц прямым светом, слегка улыбающиеся губы. Душевные движения не раскрываются, он лишь намекает на то душевное состояние, в котором находится изображенный человек
Левицкий Дмитрий Григорьевич Русский живописец украинского происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета. Мастерски передавал материальную красоту вещей: дымчатого шелка, шуршащего атласа, золотой парчи, легких, воздушных кружев. В парадных портретах помещал модель в обстановку, способствующую созданию значительного и торжественного образа.
Портрет П.А. Демидова Левицкий Дмитрий Григорьевич Правдивый образ человека со сложным и противоречивым характером, наделенного проницательным умом, способного совершать невероятные и сумасбродные поступки, быть добрым и расточительным.
Портрет Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущевой Левицкий Дмитрий Григорьевич Вершина творчества художника – серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. В портретах смолянок звучит гимн вечной юности
Боровиковский Владимир Лукич Его творчество в большей степени связано с сентиментализмом. Не стремится к разнообразию композиционных приемов: его героини часто изображены на фоне парковых ландшафтов, незатейливой обстановки. Главное внимание художник сосредотачивает на лицах своих моделей, передавая юный задор и веселье, строгость и доброту, задумчивость и мечтательность
Портрет М.И.Лопухиной Боровиковский Владимир Лукич Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. Я.Полонский