Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного». Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание, содержащим в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Представители «старших символистов»: В.Брюсов, З.Гиппиус, Д.Мережковский, К. Бальмонт, В. Сологуб. Представители «младших символистов»: В. Иванов, А.Белый, А. Блок, В. Соловьев.
Акмеизм (от греч. akme высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) одно из модернистских течений в русской поэзии х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Основные принципы акмеизма: освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определенное, точное значение; предметность и четкость образов, отточенность деталей; обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре». Поэты-акмеисты: А. Ахматова, Н. Гумилев, С. Городецкий, М. Зенкевич, О. Мандельштам, В. Нарбут, Г. Иванов, В. Шилейко.
Лирический герой стихотворения с самого начала оказывается в незнакомой местности. Пейзаж подчеркнуто урбанизирован: Шел я по улице незнакомой И вдруг услышал вороний грай, И звоны лютни и дальние громы, Передо мною летел трамвай. Как я вскочил на его подножку, Было загадкою для меня, В воздухе огненную дорожку Он оставлял и при свете дня.
Мистический трамвай, и "звоны лютни", и "дальние громы", и "огненная дорожка" приобретают в данном контексте особый смысл. Воспринимать не метафорически, а буквально. Перед нами мистическое чудовище, появление которого сопровождается криком ворон, то есть традиционным знаком рока и опасности. Лирический герой сознательно идет навстречу опасному и неведомому. Это соответствует жанру баллады, в котором написано стихотворение. Сочетание двух жанров (баллады и видения) - драматизм сюжета, прерывистости повествования, "страшного", недосказанного, романтически-таинственного (баллада), соседство всего этого с мистическими прозрениями и странствиями, с погруженностью в не вполне материальный мир (видение).
Казнь "прежнего воплощения" лирического героя - ступень на пути в некую "Индию Духа"… И вот вся жизнь! Круженье, пенье, Моря, пустыни, города, Мелькающее отраженье Потерянного навсегда… Когда же, наконец, восставши От сна, я буду снова я, Простой индиец, задремавший В священный вечер у ручья? Акмеистическая любовь к жизни противоположна индийскому мировосприятию. "Индия Духа" дань европейской традиции.
Мир Машеньки это мир православия. Восхищение православной "твердыней" Исаакиевского собора, и молебен "о здравье Машеньки" свидетельствуют о весьма сильном воздействии православия на героя стихотворения. Любовь лирического героя к России и вера в Бога становятся естественными и необходимыми. Сравнение Медного Всадника у Гумилева с пушкинским "кумиром на бронзовом коне" У Пушкина Всадник несет в себе огромную тяжесть, он способен сокрушить на своем пути все. У Гумилева: И сразу ветер знакомый и сладкий, И за мостом летит на меня Всадника длань в железной перчатке И два копыта его коня. Медный Всадник - идея монархии.
Символистская картина мира: нематериальная зыбкость и эфемерность художественного пространства стихотворения, символическая многозначность образов. Свобода, понимаемая как свет, исходящий из космоса, знак символистскойго мировидения. Акмеистическая картина мира: акмеистическая любовь к жизни, визуальная дискредитация персонажа, полнота земной любви и полнота связи с миром. Смешивание художественных принципов символизма и акмеизма в поисках нового символистской-акмеистического синтеза.