Урок конференция по литературе в 6 классе Тема: Тема: Мир детства в произведениях мировой литературы. Мир детства в произведениях мировой литературы.
Цели урока: Цели урока: 1. Обзор литературы народов мира, отражение мира детства в произведениях писателей. Определить как и что влияет на формирование личности, на становление человека. 2. Нравственное воспитание и воспитание терпимости, уважение к истории, прошлому людей разных национальностей. 2. Научиться письменно и устно делать отзыв о прочитанной книге. Расширить и углубить понятия автобиографическое произведение.
Оборудование: Оборудование: Книжная выставка любимых детских книг: М.Горького, Л. Толстого, С. Муканова, Б. Момыш-Улы, А.Куприна, В. Гюго, Ч. Диккенса, Д. Лондона, М. Твена, Г. Бичер-Стоу; Книжная выставка любимых детских книг: М.Горького, Л. Толстого, С. Муканова, Б. Момыш-Улы, А.Куприна, В. Гюго, Ч. Диккенса, Д. Лондона, М. Твена, Г. Бичер-Стоу; Портреты этих писателей; Портреты этих писателей; Раскладной буклет, Раскладной буклет, Иллюстрации к произведениям названных писателей, Иллюстрации к произведениям названных писателей, Диафильм «Детство Алеши Пешкова», Диафильм «Детство Алеши Пешкова», Фонохрестоматия, Фонохрестоматия, Плакат с вопросами конференции. Плакат с вопросами конференции.
Эпиграф: Эпиграф: Мир детства нежен и ярок. Он долго хранится в наших душах. И как бы порой не были отравлены дни детства сиротством, нищетой, бродяжностью, человек, встав взрослым, всегда находит там светлые и прекрасные страницы. Мир детства нежен и ярок. Он долго хранится в наших душах. И как бы порой не были отравлены дни детства сиротством, нищетой, бродяжностью, человек, встав взрослым, всегда находит там светлые и прекрасные страницы.
Ход урока Ход урока I. Сообщение темы и цели урока. Учитель объясняет учащимся, как понять тему урока, какие задачи и цели перед ними стоят на уроке и на какие вопросы они должны ответить в ходе конференции. I. Сообщение темы и цели урока. Учитель объясняет учащимся, как понять тему урока, какие задачи и цели перед ними стоят на уроке и на какие вопросы они должны ответить в ходе конференции. Главный вопрос урока. Главный вопрос урока. Что помогло героям, прочитанных книг, стать настоящими людьми? Что помогло героям, прочитанных книг, стать настоящими людьми?
II. Работа над анализом эпиграфа. Прочитать эпиграф и сказать как вы это понимаете и как думаете, прав ли М.Горький? II. Работа над анализом эпиграфа. Прочитать эпиграф и сказать как вы это понимаете и как думаете, прав ли М.Горький? III. Поэтическая пятиминутка. Выразительное чтение стихотворения Марины Цветаевой «Книги в красном переплете». III. Поэтическая пятиминутка. Выразительное чтение стихотворения Марины Цветаевой «Книги в красном переплете». IV. Вступительное слово учителя. IV. Вступительное слово учителя. Ввод в тему урока: Что значит для Цветаевой «Красный переплет?», «Золотая полка?»; обращение к книжной полке- выставке; беседа: Что читали? Понравилось? Чем? Что именно? Ввод в тему урока: Что значит для Цветаевой «Красный переплет?», «Золотая полка?»; обращение к книжной полке- выставке; беседа: Что читали? Понравилось? Чем? Что именно?
V. Чтение вопросов конференции. V. Чтение вопросов конференции. –Автобиографический характер повестей М.Горького «Детство» и С. Муканова «Школа жизни» I часть. –Изображение «свинцовых мерзостей» жизни в повести М.Горького и противостояние им маленького человека. Непреодолимое желание, стремление к знаниям. –Становление личности человека, прошедшего «дорогу страданий» в повести С.Муканова. Неиссякаемое упорство в преодолении трудностей для достижения своей мечты.
–Тема сиротства, бедности в главах «Гаврош», «Козетта» романа В.Гюго «Отверженные», «Хижана дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса. –Тема детской фантазии, проделок, шуток, веселой беззаботности в книге Марка Твена «Приключение Тома Сойера и Гиккельбери Фина»
б) Второй и третий вопросы готовились также совместно с учителем в форме небольших сообщений, ученики при сообщений обращались к материалам раскладок, иллюстрациям, в основном сообщения строились на кратком пересказе жизненных ситуаций, перенесенных главными героями, второй доклад сопровождался просмотром слайдов по повести «Детство» А.М Горького. б) Второй и третий вопросы готовились также совместно с учителем в форме небольших сообщений, ученики при сообщений обращались к материалам раскладок, иллюстрациям, в основном сообщения строились на кратком пересказе жизненных ситуаций, перенесенных главными героями, второй доклад сопровождался просмотром слайдов по повести «Детство» А.М Горького.
в) На четвертый вопрос были несколько ответов письменных и устных форм отзыва на прочитанную книгу; в) На четвертый вопрос были несколько ответов письменных и устных форм отзыва на прочитанную книгу; Что прочитали? Что прочитали? Что понравилось? Что понравилось? Какие черты героев этих книг привлекли? Какие черты героев этих книг привлекли?
г) Пятый вопрос конференции был: г) Пятый вопрос конференции был: 1. Проведен в форме беседы; 1. Проведен в форме беседы; Кто из героев этой книги больше всего вам понравился? Почему? Кто из героев этой книги больше всего вам понравился? Почему? Как относится автор книги к своим героям? Как относится автор книги к своим героям? Можно ли назвать эту книгу автобиографической? Можно ли назвать эту книгу автобиографической? Сделайте словесный портрет этих героев. Сделайте словесный портрет этих героев. Какие эпизоды вам больше всего понравились? Какие эпизоды вы бы хотели перечитать? Какие эпизоды вам больше всего понравились? Какие эпизоды вы бы хотели перечитать? 2. Просмотр фрагмента «Панихиды по Тому и Геку». 2. Просмотр фрагмента «Панихиды по Тому и Геку». 3. Работа над картиной. 3. Работа над картиной. «Памятник Тому Сойеру и Геку Финну в городе Ганнибале» «Памятник Тому Сойеру и Геку Финну в городе Ганнибале» Как вы думаете в какой момент они изображены? Как вы думаете в какой момент они изображены? Какие памятники литературным героям вы еще знаете? Какие памятники литературным героям вы еще знаете? Каким, по вашему, героям литературных произведений надо было бы поставить памятник? Почему? Каким, по вашему, героям литературных произведений надо было бы поставить памятник? Почему?
Обобщающее слово учителя. Обобщающее слово учителя. В своем слове учитель подводит итог своего сказанного, обобщает мысли учащихся и подводит к ответу на главный вопрос урока. В своем слове учитель подводит итог своего сказанного, обобщает мысли учащихся и подводит к ответу на главный вопрос урока. Алеше Пешкову, Сабиту Муканову, Марку Твену, Ч. Диккенсу стать настоящими людьми помогли разные хорошие люди, повстречавшиеся на их пути, стремления к знаниям, чтение настоящих книг, трудолюбие, умение противостоять трудностям, а самое главное- огромная вера в человека. Алеше Пешкову, Сабиту Муканову, Марку Твену, Ч. Диккенсу стать настоящими людьми помогли разные хорошие люди, повстречавшиеся на их пути, стремления к знаниям, чтение настоящих книг, трудолюбие, умение противостоять трудностям, а самое главное- огромная вера в человека.