ЧТО ЭТО ТАКОЕ? ЭПОХА ГОМЕРА
Около 3000 г. До н.э., на небольшом холме, расположенном недалеко от южного берега пролива Дарданеллы, впервые поселились люди и построили крепость. Сейчас этот холм носит название Гиссарлык.
Хеттская держава. В записях хеттского царя Тутхалийи 4 упоминаются 2 местности – Вилусия и Труиса: одно из этих названий, вероятно Вилусия, носил город на Гиссарлыкском холме, который греки назвали ИЛИОНОМ или ТРОЕЙ.
Греческие племена или АХЕЙЦЫ. В 15 веке до н.э. прочно обосновались на юго-западной оконечности Малой Азии, основав город, который позднее назывался МИЛЕТОМ.
Героический эпос всегда отправляется от каких-то подлинных исторических фактов. Эпос так трансформирует историческую реальность в духе своей специфической поэтики, что никакая реконструкция реальных событий на основе одного эпоса невозможна. Поэтому лишь упоминание в хеттских текстах Труисы дает нам основание предполагать, что в греческую эпическую традицию о войне и взятие Трои проникли какие-то отголоски военных событий.
Греки, когда они появились на Балканском полуострове, пели под аккомпанемент лиры песни о славных подвигах воителей прошлых веков. Завоевание Балканского полуострова и военные экспедиции 2 тысячелетия до н.э. сделались толчком для создания новых песен, вбиравших в себя древнюю традицию и приспосабливавших ее к новым обстоятельствам.
В гробнице микенской эпохи, недалеко от Афин, похороненный человек мог быть чем-то похож на гомеровского воителя Ахилла, певшего о «славных деяниях мужей» и аккомпанировавшего на лире.
Из множества военных столкновений эпохи экспедиция под Трою заняла важное место в эпической традиции, в репертуаре певцов- аэдов. Греки эолийского и ионийского племени усваивают традицию Микенской эпохи, объединяют ее со своей собственной. Из сплава эолийских и ионийских диалектных черт с сохранением архаизмов еще боле древних эпох складывается поэтический язык гомеровского эпоса.
Около 800 г. до н.э. Греки заимствуют у финикийцев и приспосабливают к греческому языку финикийский алфавит. Этим закончился длившийся 4 столетия период, в течение которого греки обходились без письменности, период формирования древнегреческого народного героического эпоса.
Когда начавшийся подъем все ускорялся в восходящем темпе, где-то в ионийских колониях, традиционное искусство аэда усвоил юноша. Имя его - ГОМЕР
«Илиада» и «Одиссея» дошли до нас не погибнув, вероятно, потому, что они были записаны самим поэтом или под его диктовку при помощи греческого алфавита. ФОЛЬКЛОРНЫЙ ЭПОС – обычно однолинеен в развитии повествования. Эту эпическую поэтику унаследовал и Гомер.
«Закон хронологической несовместимости» В 3 песни «ИЛИАДЫ» поэт сначала дает довольно длинную сцену между Еленой и Парисом, спасенным Афродитой от рук Менелая, а затем уже сообщает о том, как Менелай разыскивал Париса на поле сражения, в то время как Менелай, естественно, должен был ринуться на поиски Париса сразу после того, как тот исчез.
Художественные приемы гомеровского эпоса 1) Изображение героев действующими не по собственному побуждению, а получающими в важные моменты помощь и советы от покровительствующих им богов. ПРИМЕР: В 1 песне «Илиады» видимая только Ахиллу Афина по поручению Геры останавливает его в тот момент, когда он был готов броситься с мечом на Агамемнона, и обещает Ахиллу удовлетворение за нанесенную ему обиду. Очевидно, что люди до гомеровской и гомеровской эпохи могли ощущать принимаемые ими решения как результат внушения божества
Одна из целей гомеровской поэзии: ПРИПОДНЯТЬ ГЕРОЕВ ЭПОСА И ИХ ДЕЛА НАД ОБЫЧНЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ УРОВНЕМ
Гомер мог опираться на сложившуюся традицию о Троянской войне и должен был считаться о ней начиная с ее предыстории с похищением Елены и кончая взятием Трои с помощью деревянного коня и возвращением ахейцев из-под Трои
Герои Гомера живут в условно приподнятом эпическом мире. Характерными чертами его художественного метода, сложившимися уже в фольклорном эпосе, являются героизация и архаизация. Герои Гомера как подлинные эпические герои больше всего стремятся к славе, при жизни и после смерти. Ахилл предпочитает гибель, неизбежную вскоре после того, как он убьет Гектора, бесславному существованию: Я выхожу, да главы мне любезной губителя встречу, Гектора! Смерть же принять готов я, когда ни рассудят Здесь мне назначить ее всемогущий Кронион и боги! Смерти не мог избежать ни Геракл, из мужей величайший, Как ни любезен он был громоносному Зевсу Крониду; Мощного рок одолел и вражда непреклонная Геры. Так же и я, коль назначена доля мне равная, лягу, Где суждено; но сияющей славы я прежде добуду! ("Илиада", XVIII, )
Боги Гомера бессмертны, вечно юны, лишены серьезных забот, и все предметы обихода у них золотые. И в "Илиаде", и в "Одиссее" поэт развлекает свою аудиторию рассказами о богах, и нередко боги выступают в ролях, каких постыдился бы любой смертный. Так, в "Одиссее" рассказывается о том, как бог Гефест хитро поймал на месте преступления с прелюбодеем богом Аресом свою жену Афродиту (VIII, ).
"Илиада" и "Одиссея", появившись, как Афина из головы Зевса, сразу заняли свое место начала и источника всей греческой литературы - поэзии и прозы, место образца и объекта подражания, то место, которое они по сей день занимают в европейской литературе. Греческие дети учились читать по "Илиаде". В Греции всегда были люди, знавшие обе поэмы Гомера наизусть. Греческий ритор конца I в. н. э. Дион Хрисостом нашел таких людей в изобилии на краю тогдашнего цивилизованного мира - в греческой колонии Ольвии на берегу Черного моря, недалеко от нынешней Одессы (Дион Хрисостом, XXXVI, 9).
Эпизоды из "Илиады" и "Одиссеи" делаются источником сюжетов для греческих художников. Так, роспись протопатического сосуда начала VII в до н. э. с острова Эгины иллюстрирует эпизод спасения Одиссея от киклопа Полифема под брюхом барана ("Одиссея", IX, ), а на родосской вазе начала VI в. до н. э. изображены Гектор и Менелай, сражающиеся над телом Эвфорба (см.: "Илиада", XVII, 60-88).
Гомер - это начало начал всей литературы, и успехи в изучении его творчества могут рассматриваться как символ движения вперед всей филологической науки, а интерес к поэмам Гомера и их эмоциональное восприятие должны рассматриваться как надежный признак здоровья всей человеческой культуры.
Барсукова Анна, 145 ж