«Элементы технологий социально-развивающего обучения иностранным языкам в средней школе» Середа Татьяна Леонтьевна (первая квалификационная категория) Семинар учителей иностранных языков Муниципальное общеобразовательное учреждение Мещерская средняя общеобразовательная школа
Макс Планк, немецкий физик Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат.
Ребенок развивается, Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Это значит, воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним. воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Это значит, воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним. С.Л. Рубинштейн, российский психолог и философ
Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, не обращая внимания на различие их способностей и характеров, то не удивительно, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания. Мишель де Монтень, французский философ
Принцип социально-развивающей ценности содержания обучения. Принцип организации процесса овладения ИЯ как процесса активного социального взаимодействия школьников. Принцип приоритета приемов, способствующих расширению опыта школьников в решении социально и личностно значимых проблем средствами ИЯ. П Принцип сочетания педагогического управления и самостоятельности учащихся в формировании ценностных ориентаций и приобретений социально значимых качеств личности. Принцип вариативности условий социального взаимодействия как фактор личностного развития обучаемых. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО - РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Технологии социально-развивающего обучения (ТСРО) иностранным языкам 1. Технологии адаптирующего обучения 2. Технологии интегрирующего обучения 3. Технологии персонифицирующего обучения
Технологии адаптирующего обучения а) технологии, направленные на восприятие и усвоение готовых форм социального опыта носителей языка; б) технологии, направленные па игровое овладение социальными отношениями, одобряемыми формами поведения, общечеловеческими нравственными нормами.
Технологии интегрирующего обучения а) технологии, направленные на активное овладение социальными отношениями в коллективе на основе сравнения двух культур; б) технологии, направленные на интеграцию приобретенного социального опыта, его активное воспроизведение и использование для решения социально-коммуникативных задач.
Технологии персонифицирующего обучения предполагают использование ряда коммуникативных заданий: а) коммуникативные социально адаптирующие задания, б) коммуникативные социально интегрирующие задания, в) коммуникативные социально персонифицирующие задания.
Групповая работа
Погружение в социальный контекст сказочного сюжета.
Прием обще классной рефлексии «Круг»
Какие вопросы можно решать в «кругу» ? Договариваться о любых правилах, например парной работы. Договариваться о любых правилах, например парной работы. Изучать, какие формы работы / учебные материалы детям нравятся, а какие нет, попытаться найти этому объяснение. Изучать, какие формы работы / учебные материалы детям нравятся, а какие нет, попытаться найти этому объяснение. Обучать детей умению анализировать ход учебного процесса, свои действия на уроке. Обучать детей умению анализировать ход учебного процесса, свои действия на уроке. Способствовать эмоциональному развитию учащихся. Способствовать эмоциональному развитию учащихся. Устанавливать доверительный/демократический стиль общения. Устанавливать доверительный/демократический стиль общения.
Пространство социально-коммуникативного взаимодействия на ИЯ цели обучения принципы обучения содержание обучения средства обучения процесс обучения приемы и технологии субъект социальная компетенция, выявляемая посредством иноязычной коммуникации учащиеся результат осознание и принятие социальной развивающей цели обучения ИЯ осознание потребности в обладании социальной компетенцией как показателем социального развития оценка себя как субъекта социального взаимодействия (личностные качества) рефлексия в связи с оценкой собственного социально-речевого поведения окружающими осмысление и оценка особенностей социально- речевого поведения окружающими самооценка собственного социально-речевого поведения самооценка степени успешности социально- коммуникативного взаимодействия
Литература 1. Ариян М.А. Технологии социально-развивающего обучения иностранным языкам на старшем этапе обучения средней школы.//Иностр. языки в школе Ариян М.А. Принципы социально-развивающего обучения иностранным языкам в средней школе.//Иностр. языки в школе Ариян М. А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам // Иностр.языки в школе С Бим И. Л., Биболетова М. 3.,Щепилова А. В., Копылова В. В.Иностранный язык в системе школьного филологического образования (концепция) // Иностр. языки в школе С Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного образования. (ИЯ)//Иностр. языки в школе Леонтьев А.А. Социальная психология в обучении иностранным языкам.//Иностр. языки в школе
7. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций.//Педагогика Попова Р.Ю. Особенности работы учителя английского языка в начальной школе.//Английский язык в школе Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, Литература
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ