Дошкольная педагогика
Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества Предмет дошкольной педагогики - процесс целенаправленного развития и формирования личности ребенка в условиях воспитания, обучения и образования. Предмет дошкольной педагогики - процесс целенаправленного развития и формирования личности ребенка в условиях воспитания, обучения и образования. Предмет педагогики- это образование как реальный целостный педагогический процесс целенаправленно организуемый в специальных институтах (семье, образовательных учреждениях). Предмет педагогики- это образование как реальный целостный педагогический процесс целенаправленно организуемый в специальных институтах (семье, образовательных учреждениях).
Основные понятия дошкольной педагогики Воспитание- передача накопленного опыта от одного поколения к другому. Специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на воспитуемого с целью формирования заданных качеств. Процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач. Воспитание- передача накопленного опыта от одного поколения к другому. Специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на воспитуемого с целью формирования заданных качеств. Процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач. Обучение –процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; совместная деятельность ребенка и взрослого, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры и способов действий с ними. Обучение предполагает создание условий для специально организованных форм работы с детьми и для нерегламентированной детской деятельности, основанных на программах, методах и технологиях, обеспечивающих развитие способностей детей. Обучение –процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; совместная деятельность ребенка и взрослого, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры и способов действий с ними. Обучение предполагает создание условий для специально организованных форм работы с детьми и для нерегламентированной детской деятельности, основанных на программах, методах и технологиях, обеспечивающих развитие способностей детей. Целостное развитие - гуманистический идеал воспитания, утверждающий целостность человеческой природы. Внутренняя обусловленность субъекта, определяющая его уникальность. Целостное развитие - гуманистический идеал воспитания, утверждающий целостность человеческой природы. Внутренняя обусловленность субъекта, определяющая его уникальность.
Дошкольная педагогика-наука о воспитании и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу) Дошкольная педагогика изучает: Дошкольная педагогика изучает: 1. процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы и приемы, средства осуществления. 2. влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности.
Дошкольная педагогика Дошкольная педагогика Педагогика раннего возраста (от рождения до 3 лет) Дошкольная педагогика (от 3 лет до поступления в школу) Пренатальная педагогика (От зачатия до рождения)
Функции дошкольной педагогики Социальная функция Прикладная функция Прогностическая функция Теоретическая функция Технологическая функция
Теоретическая функция дошкольной педагогики Теоретическая функция, реализуемая на 3 уровнях: Теоретическая функция, реализуемая на 3 уровнях: Описательный или объяснительный уровень-изучение передового педагогического опыта дошкольного образовательного учреждения, Описательный или объяснительный уровень-изучение передового педагогического опыта дошкольного образовательного учреждения, Диагностический уровень-выявление состояния педагогических явлений, эффективности, установление причин и условий их обеспечивающих Диагностический уровень-выявление состояния педагогических явлений, эффективности, установление причин и условий их обеспечивающих Прогностический уровень- экспериментальное исследование педагогической действительности Прогностический уровень- экспериментальное исследование педагогической действительности
Прикладная функция дошкольной педагогики Разработка новых совершенных программ, методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, создание новых концепций воспитания, стандартов образования, технологий воспитания детей дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольных образовательных учреждений. Разработка новых совершенных программ, методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, создание новых концепций воспитания, стандартов образования, технологий воспитания детей дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольных образовательных учреждений.
Технологическая функция дошкольной педагогики Технологическая функция, реализуемая на 3 уровнях: Технологическая функция, реализуемая на 3 уровнях: Проективный уровень связанный с разработкой методических материалов (планов, программ, пособий, методических рекомендаций), воплощающие в себе теоретические концепции, план педагогической деятельности ДОУ, ее содержание и характер Проективный уровень связанный с разработкой методических материалов (планов, программ, пособий, методических рекомендаций), воплощающие в себе теоретические концепции, план педагогической деятельности ДОУ, ее содержание и характер Преобразовательный уровень - направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику дошкольного учреждения с целью ее совершенствования и реконструкции Преобразовательный уровень - направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику дошкольного учреждения с целью ее совершенствования и реконструкции Рефлексивный, корректировочный - предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания детей дошкольного возраста Рефлексивный, корректировочный - предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Взаимосвязь дошкольной педагогики с другими науками Дошкольная педагогика Философия ЭкологияЭстетика Математика Коррекционна я педагогика Педагогика Этно педагогика Семейная педагогика Социальная педагогика Лечебная педагогика Психология ГигиенаФизиология АнатомияСоциология
Взаимосвязь дошкольной педагогики с философией Философия- наука об общих законах развития природы, человеческого общества и мышления, является методологической основой педагогических наук Философия- наука об общих законах развития природы, человеческого общества и мышления, является методологической основой педагогических наук Философия Дошкольная педагогика Цели воспитания Цели воспитания детей дошкольного возраста Взаимосвязь воспитания и общественными явлениями Воспитание детей дошкольного возрастав условиях семьи и дошкольных учреждений Гносиологические. Разработка теории познания и понимания сущности проблем образования Проблемы воспитания и обучения детей дошкольного возраста
Источники развития дошкольной педагогики 1. Народная педагогика 2. Отечественные и зарубежные исследования педагогов и психологов прошлого и настоящего. 3. Передовой педагогический опыт 4. Данные смежных наук.
Задачи современной дошкольной педагогики Постоянные задачи Постоянные задачи 1. Разработка теоретических проблем воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста 2. Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности 3. Внедрение результатов исследований в практику 4. Разработка новых моделей образовательного процесса ДОУ 5. Прогнозирование дошкольного образования Временные задачи Временные задачи 1. Разработка новых программ, пособий, методических рекомендаций для ДОУ 2. Разработка тестов (для определения готовности детей к школьному обучению, к предшкольной подготовке, воспитанности) 3. Внесение изменений в предметно- пространственную среду групповой комнаты, участка дошкольного учреждения 4. Изучение эффективности деятельности служб дополнительного образования детей дошкольного возраста
Методы педагогики Метод-это путь достижения поставленной цели, способ решения задач 1. Методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели 2. Собственно исследовательские методы, с помощью которых добываются сами педагогические знания, позволяющие выработать цели и средства их передачи. Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. Методы обучения- способы взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка, при которой дети усваивают знания, умения и навыки, развиваются их познавательные силы и способности, формируется мировоззрение, достигается подготовка подрастающих поколений к жизни. Методы обучения- способы взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка, при которой дети усваивают знания, умения и навыки, развиваются их познавательные силы и способности, формируется мировоззрение, достигается подготовка подрастающих поколений к жизни. Исследовательские методы- методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование Исследовательские методы- методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование
Исследовательские методы дошкольной педагогики Исследовательские методы Эксперимент анкетирование Изучение детских работ Беседа Составление независимых характеристик Изучение и анализ литературы Педагогический консилиум Наблюдениее