Составители: Погаленко И.А зам.зав. по УВР, Гаврилова Э.И. воспитатель
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» Александр Пятигорский русский философ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Система (от греческого – целое, составленное из частей; соединение), совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Деятельность - активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету.
ЗАДАЧИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА: 1. Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания. 2. Развивать креативность, подвижность, вариативность и гибкость мышления, умение находить решения поставленных задач. 3. Учить находить причинно-следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности. 4. Обогащать, активизировать и актуализировать словарь, формировать грамматический строй речи. 5. Развивать связную речь: монологическую и диалогическую. 6. Воспитывать самостоятельность и инициативность, уверенность в собственных силах.
. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА принцип субъектности воспитания; принцип субъектности воспитания; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; принцип учета сенситивных периодов развития; принцип учета сенситивных периодов развития; принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых; принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых; принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности; принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности; принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
ПРАВИЛА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса Веди ребенка от собственного опыта к общественному Веди ребенка от собственного опыта к общественному Будь не «НАД», а «РЯДОМ» Будь не «НАД», а «РЯДОМ» Радуйся вопросу, но отвечать не спеши Радуйся вопросу, но отвечать не спеши Учи анализировать каждый этап работы Учи анализировать каждый этап работы Критикуя, стимулируй активность ребенка Критикуя, стимулируй активность ребенка
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НОД Игры-эксперименты Создание проблемной ситуации Использование ЭОР Метод проектов Познавательные эвристические беседы Наблюдения Детская продуктивная деятельность
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА o картотека опытов, экспериментов o картотека логических задач, ситуаций, проблемных вопросов o картотека подвижных игр o ЭОР o игры- викторины o макеты и поделки из различных материалов o книги, энциклопедии o уголок экспериментирования o коллекции o настольно-печатные игры по лексическим темам o серии альбомов "Что было до.."
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Ребенок может отвечать на поставленный вопрос, делать самостоятельные выводы, находить решение проблемы, совершать открытия. Ребенок способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. Ребенок адекватно владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми