Александр Кондаков, Председатель Совета директоров, Научный руководитель ООО «ДРОФА», член- корр. РАО, д.п.н.
В большинстве стран: образование начинается до достижения ребёнком пятилетнего возраста спрос на дошкольное образование до трёхлетнего возраста значительно превышает предложение реализация программ дошкольного образования приводит к более высоким и долгосрочным результатам 2
Ключевые навыки: Интеллектуальное развитие Мотивация к обучению Креативность Самостоятельность Уверенность в себе Общие знания и навыки Инициативность 3
4
5 "В ХХ веке ребенок развивался в условиях малого социума (семьи, дворовой̆ компании, пионерской̆ организации) с четкой̆ привязкой̆ к конкретному взрослому. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей̆ и хаотичного потока информации без структурно-логических связей̆"
«Важно обращать внимание на особенности в развитии и поведении детей и признавать то, что некоторые исключения из общего правила могут предвещать будущие сдвиги в самих правилах". Нико Ван Уденховер, Рехо Вазир. "Новое детство: как изменились условия и потребности жизни детей" 6
7
Влияние результатов дошкольного образования на успешность последующего образования Роль семьи в дошкольном образовании Игра в дошкольном образовании Оценивание результатов дошкольного образования Использование информационных технологий в дошкольном образовании Социальное и эмоциональное развитие дошкольников Значимость стандартов дошкольного образования 8
1Финляндия 2Швеция 3Норвегия 4Великобритания 5Бельгия 6Дания 7Франция 9
СОЦИАЛЬНЫЕ: качество питания, детская смертность в возрасте до 5 лет, вакцинация, гендерное неравенство, грамотность ДОСТУПНОСТЬ (гос политика): охват предшкольным образованием (5-6 лет), охват дошкольным образованием(3-6 лет), государственная политика в области и законодательное закрепление дошкольного образования 10
ДОСТУПНОСТЬ (материальная): предоставление субсидий малообеспеченным семьям, детским садам для поддержки малообеспеченных семей, сопоставимость стоимости посещения частных детских садов со средней заработной платой КАЧЕСТВО: соотношение педагог-воспитанник, средняя з/п педагогов, содержание и качество программ дошкольного образования, программ подготовки педагогов, системы мониторинга и оценки, преемственность программ дошкольного образования с программами школы, здоровье и безопасность, вовлеченность семей 11
Высокие квалификационные требования к педагогам Прямая зависимость заработной платы от уровня квалификации дошкольного педагога Низкое соотношение числа детей в группе и педагогов Четко прописанный образовательный план наряду с жёсткими стандартами безопасности и здоровья Сотрудничество детского сада и семьи Комфортная социокультурная среда, обеспечивающая полноценное развитие каждого ребёнка, заботу о его здоровье до поступления в детский сад 12
Основная угроза дошкольному образованию – уменьшение гос финансирования Доступность (финансовая) дошкольного образования ниже в тех странах, где оно наименее широко распространено Качество дошкольного образования зависит от уровня образования педагогов, качества разработки образовательных стандартов, преемственности с начальной школой и эффективности сотрудничества родителей с детским садом 13
При планировании финансирования основные приоритеты должны, прежде всего, быть направлены на решение задач формирования человеческого капитала, а не на создание инфраструктуры и внедрение технологий Сотрудничество взрослых и детей важнее компьютеров и смартбордов 14
Академическая модель. Подготовка к школе с акцентом на академическую составляющую методологии и программ (популярна в Англо-Саксонский мире и во Франции) Личностно-ориентированная модель. В центре образовательного процесса – личность ребёнка (используется в Северной и Центральной Европе) Смешанная модель, в которой комбинируются оба подхода, не всегда удачно воплощается на практике. Иногда она даёт более низкие результаты, чем академическая или личностно-ориентированная модель в чистом виде 15
Личностно-ориентированная модель основана на требованиях к воспитательной и образовательной среде детских садов, обеспечивающей достижение результата Академическая модель основана на требованиях к результатам, которых достигают дети 16
Академическая модель Личностно-ориентированная модель Интеллектуальное развитие Мотивация к обучению Грамотность, счет Креативность Самостоятельность Предметные знания Уверенность в себе Общие знания и навыки Инициативность Краткосрочные результаты Долгосрочные результаты 17
государство – готовность к школе и полноценное социальное психоэмоциональное и физическое развитие ребенка родители – доступность высококачественного ухода и присмотра за ребенком общество – как правило, смешанные ожидания.(для национальных меньшинств, к примеру, это - передача родной культуры и языка)
становление и развитие личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости
равных возможностей полноценного развития, обучения и воспитания ребенка духовно-нравственного развития и воспитания детей на уровне дошкольного образования, становление основ их российской гражданской идентичности формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста формирования образовательной среды дошкольного образования, обеспечивающей реализацию требований ФГОС преемственности уровней образования (единая философия образования)
Социально-коммуникативное Познавательное Речевое Художественно-эстетическое Физическое
Направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования
24 Программно-методический комплекс « Диалог » ПЕРВАЯ ПРОГРАММА, обеспечивающая реализацию ФГОС дошкольного образования
25 ЗВЕЗДНЫЙ АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: Соболева О.Л. – научный руководитель Волосовец Т.В. – научный руководитель Богоявленская М.Е. – одаренные дети Вачков И.В. – сказкотерапия Семенович А.В. – нейропсихологический подход Самсонова Е.В. – инструментарий диагностики Кириллов И.Л. – игра и мониторинг развития детей Блинова Л.Ф. – коррекционная педагогика Блинова Ю.Л. – арт-педагогика Кудрявцева Е.Л. – психолого-педагогическое сопровождение двуязычных детей Приходько О.Г. – особенности раннего детства Якимович Е. А. – двуязычные дети и дети-мигранты
26 Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образовываться и развиваться (А.Бебель) ПРОГРАММА ПОСТРОЕНА ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ
27 Примерная основная образовательная программа «ДИАЛОГ» Пособия для специалистов образовательных организаций Пособия и литература для дошкольников Пособия для родителей Игры для дошкольников Инновационное оборудование для дошкольников
28 любящий свою Родину, эмоционально реагирующий на государственные символы, проявляющий любознательность к истории и культуре своей малой Родины, народа, России осознающий себя личностью, проявляющий заботу и внимание к окружающим любящий свою семью, принимающий ее ценности и традиции умеющий организовать игровую деятельность самостоятельно и в группе мотивированный на исследовательскую и творческую деятельность, способный к самостоятельному поиску решений владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности, мотивированный к познанию осознающий и принимающий элементы гендерной идентичности осознающий и принимающий элементарные общественные нормы и правила поведения, владеющий элементарными навыками управления эмоциональным состоянием, здорового и безопасного образа жизни владеющий средствами вербального и основами невербального общения
29