Реализация системно – деятельностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности Презентацию выполнила Латышева Н.Б., учитель МБОУ «Зачачьевская ООШ» 1 квалификационная категория
« Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой
Системно-деятельностный подход - единство системного, разработанного учеными нашей отечественной науки (Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и др.) и деятельностного (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.) подходов.
Системный подход- это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход: психологические способности человека -это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Системно- деятельностный подход (СДП) ориентирован на достижение основного результата – развитие личности ребёнка на основе учебной деятельности. Он предполагает смещение акцентов в построении образовательного процесса от модели «Чему учить?» к модели «Как учить?»
Чтобы учиться чему- либо, ученик должен поставить для себя цель. Это может произойти только тогда, когда ребёнок чего- то не знает или не умеет. Но это «знание о незнании» может возникнуть, если человек что- то делал, пробовал. При этом в его действиях возникло затруднение. В результате мы получаем такую последовательность шагов учебной деятельности : Пробное действие –Затруднение - Цель
Но любое действие начинается, если есть мотивация. Поэтому дополняем схему ещё одним шагом – мотивацией. Как действовать дальше? Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия: Исследование (анализ, в каком месте возникло затруднение) Критика (установить, по какой причине возникло затруднение) Проект (поставить перед собой цель и построить проект, в который включается составление плана, определение способа и средств достижения цели). Завершается путь учения самоконтролем (сопоставление результата с целью) и самооценкой (определением: достигнута ли поставленная цель и в какой степени). Вся схема шагов учебной деятельности будет выглядеть так:
Мотивация Пробное действие Затруднение Цель Исследование Критика Проект Самоконтроль Самооценка
Наши задачи: Узнать, что такое Бенилюкс? Почему он так называется? Где он находится? Научиться показывать его на карте Выяснить, какова его экономика и достопримечательности
Чтотакое
Внеурочная деятельность тесно связана с учебным процессом: предметные недели, олимпиады, конкурсы, семейные праздники. Обучая, воспитывать, воспитывая, обучать – в этом целостность учебно – воспитательного процесса, приоритетным направлением которого является активная деятельность самих ребят.
Много внимания уделяем работе над проектами, например, «Наша малая родина – деревня Заболотье» (оформили фотогазету), «Наша деревня в недалёком будущем» и «Новый Устав школы» (макет деревни и Уставы представили на выпускном в 4 классе), «Профессии наших родителей (фотогазета к «Дню семьи») и другие.
Системно - деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Ссылки на использованные ресурсы :