Вебинар проводит: Савенкова Любовь Григорьевна, заместитель директора Института художественного образования по научной работе, Российской академии образования по научной работе, доктор педагогических наук, профессор, член корреспондент РАО.
НОО 1 – 4 классы ООО 5 – 9 классы Ермолинская Е.А., Медкова Е.С., Савенкова Л.Г.. Линия преемственных УМК по изобразительному искусству
Логическое и творческое мышление 1. Все дети обладают логическим и образным мышлением. 2. Любой школьник способен осваивать любой предмет с помощью логического и образного мышления. 3. На каждом уроке учитель должен опираться на логическое и образное мышление. 4. Объяснения педагога и структура урока должны строиться с опорой на логическое и образное мышление. 5. Это предполагает, что у школьников одновременно работают и развиваются равномерно логическое и образное мышление.
Движение в обучении должно строиться «от целого к частностям, от будущего к настоящему». «Понять – значить поставить в связь с целым». Эти слова могут стать синонимом понятия педагогической системы интегрированного обучения - «логики процесса». (А.А.Арсеньев).
Опора на три направления Экологическое (природа, культура, ребенок) Региональное (история, традиции, «вмещающий ландшафт») Полихудожественное (эмоционально-чувственная сфера, разные искусства) Формирует художественные представления Формирует художественные предпочтения Формирует художественное мышление Развиваются воображение, творческое мышление Индивидуальный художественный образ
Философия жизни и искусство размышляем, создаем, самосовершенствуемся интеграция Творим свое искусство понимаем, присваиваем, рассуждаем полихудожественный подход Экологический подход - через искусство Играем, познаем, осваиваем традиции ландшафт регион история культура искусство
Фундамент комплексного развития ребенка - культура региона: пространство - природа - искусство - среда ребенок потребности интеллект эмоции, чувства интересы Р а з в и т и е через опору на: восприятие внимание вдохновение эмоции интуиция мышление ассоциации память поведение воля опираясь на: природу, культура, ландшафт, историю региона через познание – общение - изучение формирование самостоятельного мышления через освоение, осознание, и присвоение знаний в условиях взаимодействия разных видов художественной деятельности Самостоятельность и творчество
Комплексный подход в обучении -это: Совместная согласованная творческая образовательная деятельность педагогического коллектива, направленная на интегрированное освоение целого ряда образовательных и воспитательных задач при работе с одними и теми же детьми (параллели классов): освоение тем, понятий, направлений развития учащихся, направленных на формирование ведущих компетенций, развитие логического и творческого мышления.
Комплексный образовательный блок Совокупность взаимосвязанных изучаемых тем, понятий, на разных предметах (естественнонаучного и гуманитарно- художественного цикла) в условиях интегрированного обучения и активного взаимодействия школы с социокультурной средой города (учреждения культуры, промышленные объекты и др.).
1. Выход за рамки «одного искусства» (одного предмета). 3. Перенос педагогического акцента с изучения на творческое проявление детей в разных видах художественной деятельности. 4. Обращение к региональному компоненту в обучении и воспитанию. 5. Среда общения и сотворчества между педагогами и учащимися. 6. Предметно-пространственная основа освоения искусства. 7. Взаимодействие базового и дополнительного образования. 9. Инновационные интегрированные технологии обучения. 2. Экологический подход к процессу обучения - сохранение природы ребенка, опора на возраст, интересы и предпочтения. 8. Системный характер внедрения интегрированного обучения и полихудожественного воспитания в практику.
деятельность взаимодействие возраст Художественная интегрированная деятельность, исследовательская и проектная работа; творчество через осознание и целостное восприятие мира. Структура – цвет – форма, музыка – цвет – образ, художественное слово – конструкция – пространство. Осмысление происходящего, исследовательские творческие работы на основе импровизации, обобщения,анализа, собственного творчества. слово – ритм - пространство, цвет – пространство - движение, звук – цвет - пространство, конструкция-действие-пространство. Цвет – звук - движение, движение - действие - слово, форма – движение - характер, настроение - цвет - звук, слово - изображение - аромат. Естественный характер интеграции, ознакомительно-игровая деятельность через слово, действие, движение, цвет, звук, осязание, обоняние. Слово-действие, слово-изображение, цвет-звук, движение-форма, музыка-движение, цвет-настроение. старшеклассники подростки младшие школьники дошкольники Сенсорно-игровая, ознакомительная, изучающая деятельность. Освоение понятий, чувств, ощущений через разные виды искусства.
ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ– организационный и структурно выстроенный педагогический процесс комплексного обучения, требующий выстраивания внутренних связей между учебными дисциплинами, основанных на единых для каждого возраста направлениях развития и созвучии учебного материала, способствующего формированию единой картины мира.
1 класс Развитие наблюдательности у детей. Изучение окружающего предметного мира. Освоение художественных материалов. Формирование умения переносить наблюдаемое на творческий продукт.
2 класс Освоение учащимися окружающей предметно- пространственной среды. Формирование представления о тесной взаимосвязи предметов. Изучение природы. Создание мира сказочных превращений
3 класс Развитие представлений о человеке как части природы. Формирование понятия зависимости жилища, одежды, обычаев, искусства и др. от климата и ландшафта. Художник и его образы.
4 класс Формирование логического мышления. Установление взаимосвязи народного искусства с традициями, своеобразием окружающей природы и особенностями освоения человеком ближнего природного ландшафта.
5 класс Погружение в специфику и историю изобразительного искусства. Освоение графической грамоты в процессе самостоятельного творчества. Формирование представлений о взаимосвязи: материал – форма – цвет – практическая значимость предмета. Предметная среда личное и определённым образом организованное пространство каждого человека.
6 класс Развитие представлений об окружающем мире, природе, обществе, культуре и месте в них человека. Формирование понятий о процессах освоения (обживания) человеком природного ландшафта в разные исторические периоды. История развития архитектуры как отражение мировоззрения человека: интерьер, костюм, предметы дворянского и крестьянского быта. Организация окружающего пространства и его утилитарно-практическая составляющая. Развитие представлений о форме в искусстве.
7 класс Развитие заинтересованного отношения к природе, природным объектам и функциональности их формы. Пространственное расположение объектов в реальной и природной среде. Функциональная значимость каждого звена природной структуры. Рисование с натуры объектов природы, зарисовок и этюдов фигуры человека. Роль ИЗО в театре, кино, мультфильме.
8 – 9 классы Развитие представлений о стиле в искусстве. Освоение художественно-выразительных средств искусства: композиция, форма, цвет, пространство, статика, динамика, равновесие, симметрия и др. Специфика восприятия искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство). Импровизации в разных видах искусства. Взаимосвязи: ритм – мелодия – динамика; равновесие – статика – динамика – симметрия. Форма и содержание в искусстве: композиция – конструкция – структура на плоскости, в объёме, в пространстве.
Рубрики учебников: Идем в музей Художественные термины Совет художника Работаем по подсказке Когда все искусства вместе Вопросы для размышления Творческая мастерская и проект Словарь Великие имена в искусстве
Занятия, объединенные одной сквозной темой Уроки-путешествия Творческие исследования Проектные формы работы Творческая лаборатория Литературная гостиная Художественные события Социоигровые технологии организации урока «Мозговая атака» Музейная педагогика Интегрированная разминка и др.
Школа изобразительного искусства в учебнике 5 класса в учебнике 5 класса Содержание учебника 5 класса: 1. Человек, природа, культура как единое целое 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве 3. Путешествие в мир древнегреческого искусства 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре 5. Народное декоративно-прикладное искусство 6. Великие имена в искусстве
5 КЛАСС I ГЛАВА Человек, природа, культура как единое целое
Глава 2 2 ГЛАВА
5 КЛАСС 2 ГЛАВА
5 КЛАСС 2 ГЛАВА
5 КЛАСС
4 ГЛАВА Былинная Русь и следы язычества в русской культуре
5 КЛАСС 5 ГЛАВА
5 КЛАСС Глава 5. НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО 5 КЛАСС
ГЛАВА 6. ВЕЛИКИЕ ИМЕНА В ИСКУССТВЕ
Использование ИКТ Коллективные, групповые виды работы Выполнение исследовательских проектов (индивидуальных, групповых) Обращение к другим видам искусства (интеграция и взаимодействие) Подготовка учащимся сообщений Организация выставок творческих работ и их обсуждение.