Сдвиг парадигмы в педагогической науке и практике образования Шакирова Диляра Мансуровна В презентации использованы материалы электронного пособия Г.А.Рудика «Компетентностная педагогика 21 века», монографии М.А.Чошанова «Дидактика и инженерия», данные ООН по образовательному потенциалу
Тенденции в изменении индикаторов оценки образовательного потенциала в мире А1 – количество людей получающих третичное образование (ВО) С1 – коэффициент охвата образованием населения в возрасте лет А2 – уровень квалификации А3 – гендерные показатели С2 – процент обучающихся за границей
Тенденции в изменении индикаторов оценки образовательного потенциала в мире Качество образования А4 и А5 – уровень компетентности в естественных науках и мотивация на науку А6 – трудоустройство С3 – процент безработных А7 – уровень заработной платы населения А8 - уровень заработной платы людей с ВО А9 – индикаторы социального эффекта: здоровье населения сплоченность общества и доверие между людьми политическая активность
Тенденции в изменении индикаторов оценки образовательного потенциала в мире Финансирование образования В1- соотношение расходов на образование с ВВП (увеличение в 50% стран расходов на общее образование и сокращение в 30% стран расходов на ВО) В2 – размер внутреннего валового продукта В4 – доля гос. расходов на образование (22% в Мексике, менее 10% в Германии, Италии, Японии) В3 – доля частных источников финансирования ВО (самая высокая в Австралии, Канаде, Японии, Корее, США, Чили, Израиле) В5 – размер платы за обучение в ВО (от бесплатного, низкого 1500$ до 70000$ в год)
Тенденции в изменении индикаторов оценки образовательного потенциала в мире Условия обучения D2 – размер классов в школах (от 6 до 40 чел) D3 – зарплата учителей D4 – количество учебных часов в год D5 – внутришкольная среда и межличностные отношения D6 – условия труда учителей
Основа реформ образования Новые критерии вызвали необходимость смены философии, методологии и парадигмы образования, которые выразились в постановке и уточнении целей современного образования
Какие парадигмы образования были актуальны до 90-х годов и какие сейчас? Парадигма образования- концептуальная модель образования, отражает способы восприятия мира и педагогических объектов
3 парадигмы используются в реальной школе, а чаще конкретным директором или учителем Традиционная (знаниевая) Рационалистическая (деят.подход и бихевиоризм) Гуманистическая или конструктивистская
К концу XXв. В образовании США и др. стали происходить революционные изменения: Сдвиг парадигмы от философии бихевиоризма к новой философии конструктивизма ? X S R
Принципы конструктивизма: Самоконструирование и самовозрастание знаний обучаемых Мотивация через проблемное обучение на реальных ситуациях Проектирование содержания с опорой на обобщенные концепции, системные знания и интегративные умения Обучение процессу мышления и разнообразию типов мышления, мышление вслух Развитие интеллектуального достоинства обучаемых, индивидуального стиля мышления
Мы давно говорим, что учить надо конструктивистский, но почему не получается массово и у всех? А почему не все поют как Д.Хворостовский?
Дидактика: наука или искусство? «…как часть педагогики дидактика не только наука,... но и искусство…» (Загвязинский, 2001 г.) Что является связующим звеном между дидактикой-наукой и дидактикой-искусством?
Три функции дидактики: научно-теоретическая (дидактика- наука) конструктивно-проектировочная (дидактика – инженерия) профессионально-личностная (дидактика – искусство) Дидактика как наука Дидактика как искусство Дидактика как инженерия
Дидактическая инженерия нацелена на «высокоточное» проектирование процесса обучения, которое может быть воспроизведено в другой «точке» времени и пространства при выполнении заранее определенных условий. Технология обучения является объектом проектирования и предметом исследования дидактической инженерии.
Цикл сдвига парадигм обучения Внедрение Изменение парадигмы обучения Уточнение категориально го аппарата Практика обучения Философия обучения Теория обучения Инженерия обучения Инженерия обучения Результативность и воспроизводимость
Итак, наиболее современными основами для образования являются: Конструктивизм как философия и методология Компетентностная педагогика как социальная и психолого-педагогическая основа Технологии развития мышления и, в первую очередь, те, которые не очень характерны российской традиции и ментальности – критическое, проблемное, системное и латеральное Дидактическая инженерия как метод проектирования технологии Психологическая поддержка и планирование карьеры как способы социализации
Для реализации необходимо: 1. Стратегическое планирование на административном уровне (1 раз в 3-5 лет) 2. Управление проектами в команде единомышленников (ежегодно) 3. Принятие управленческих решений в соответствие с 1 и 2 4. Дидактическая инженерия на уровне методиста и учителя (постоянно) + личность учителя!
МОЛИТВА УЧИТЕЛЯ, ИДУЩЕГО НА СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИМЕННО СЕГОДНЯ Я постараюсь приспособиться к той атмосфере в классе, которая меня окружает, Я не буду пытаться переделывать учащихся под мои желания. Я приму мою работу и все обстоятельства такими, какие они есть, и постараюсь приспособиться к ним. ИМЕННО СЕГОДНЯ Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума. Я изучу и открою что-нибудь полезное для себя. Я прочитаю то, что требует усилия и размышления. ИМЕННО СЕГОДНЯ Я буду доброжелательно настроен ко всем ученикам. Я буду разговаривать, не повышая голоса, любезно вести себя, буду щедрым на похвалы. Я постараюсь никого не критиковать, ни к кому не придираться и не пытаться кем-то руководить или кого-то исправлять. ИМЕННО СЕГОДНЯ Я не буду бояться быть счастливым, наслаждаться своей работой, Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, тоже любят меня.
СПАСИБО ЗА ПОНИМАНИЕ!