«СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ» Педагогический совет МБОУ «Усть-Пристанская СОШ», зам. дир. по УМР Андреева С. В.
Восточная мудрость: Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ Компетентностный подход Системно- деятельностный подход Традиционный подход Объем знаний Использование знаний Развитие учащихся
ФГОС: I. Общие положения В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся
Системно-деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования; ориентацию на ФГОС; признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося
Технология деятельностного метода обучения Людмила Георгиевна Петерсон, доктор педагогическим наук, профессор
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД Цель - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты
Меня учат Я учусь! Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» Китайская мудрость
СОЧЕТАНИЕ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ИКТ Игровые технологии (деловые игры, интеллектуальные турниры) Технология критического мышления Технология «Дебаты» Технология исследовательской и проектной деятельности Технология проблемного обучения
Дидактические принципы 1. Принцип деятельности 2. Принцип непрерывности 3. Принцип целостного представления о мире 4. Принцип минимакса 5. Принцип психологической комфортности 6. Принцип вариативности 7. Принцип творчества
Компоненты учебной деятельности в разрезе системно-деятельностного подхода учебная задача учебные действия действия самоконтроля и самооценки
Этапы деятельностного метода Постанов ка учебной задачи Открытие «нового» знания Первичное закрепление Контроль С/р с проверкой в классе Решение тренировочных упражнений Решение задач на повторение
Реализация системно- деятельностного подхода через: Моделирование и анализ жизненных ситуаций Использование активных и интерактивных методик Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности Вовлечение учащихся в игровую, оценочно- дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Учащиеся: работают с источниками информации критически осмысляют информацию решают практические задачи анализируют осваивают типичные социальные роли аргументируют защиту своей позиции выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Структура урока в разрезе системно- деятельностного подхода I.Организационный момент (1-2 мин.) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». II. Актуализация знаний (4-5 мин.) Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
III. Постановка учебной задачи (4-5 мин.) Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 мин.) Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
V. Первичное закрепление (4-5 мин.) Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 мин.) Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин.) VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). (2-3 мин.) Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля
Структура технологической карты урока название темы с указанием часов; цель освоения учебного содержания; планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); основные понятия темы; технология изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические и диагностические задания); контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Урок английского языка в 7 кл., Визигина М. В.
Урок географии в 7 кл. Кацитадзе С. Д.
Урок русского языка в 9 кл. Швайгерт М. С.
Урок русского языка в 3 а кл. Околелова Е. М.
Урок МХК в 11 кл. Кулькина А. В.
Урок технического труда в 5 а кл., Андреев В. Н.
Инсценировка сказки уч-ся 3 б кл. Пяткова Н. Г.
Внеклассное мероприятия в рамках реализации проекта «Спеши творить добро», 2 в кл. Чемоданова Т. И.
Системно-деятельностный подход в образовании – это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это еще и своего рода философия образования новой школы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!