Cистемно-деятельностный подход в обучении и воспитании Оформление Багрий М. Г., методист КУ «КРМЦ»
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Реализации данных задач в полной мере способствует системно- деятельностный подход в обучении и воспитании.
Особенностью учебного процесса в системе деятельностного подхода является то, что центром деятельности становится ученик, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Главные принципы деятельностного подхода: научить учиться, научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат,
научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, межкультурного взаимодействия и т.п., научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и.т.п.).
В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном, иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Коммуникация – процесс передачи информации, изменения поведения получателя информации; Цель которого заключается в общении, убеждении, контроле
В чём же основное отличие традиционного урока от современного, требующего системно -деятельностного подхода в преподавании? В традиционном уроке знания давались в готовом виде: ЗНАНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИ Современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность
Любая деятельность начинается с постановки цели. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха. Новая парадигма образования, образования 21 века – вооружение школьников умениями самостоятельно учиться: приобретать знания, умения, навыки УУД.
УУД универсальные учебные действия Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ умение выстраивать общение в коллективе Планирование учебного сотрудничества Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Умение полно и точно выражать свои мысли с условиями коммуникации
ЛИЧНОСТНЫЕ ценностно-смысловая ориентация учащихся Самоопределение Смыслообразование Нравстенно- этическое содержание
РЕГУЛЯТИВНЫЕ организация своей учебной деятельности Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль, коррекция, оценка Саморегуляция
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ общеучебные логические действия Самостоятельное формулирование цели Поиск информации Структурирования знаний Выбор наиболее эффективных способов Постановка и формулирование проблемы Смысловое чтение и др.
Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Творите… Наслаждайтесь результатами совместного труда (Учитель + Ученик = … )