«ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА В ЕС Политика и практика 1 Ренат ПЕРЕЛЕТ wecoop-project.org
1) Устойчивое развитие ( гг.) 2) «Зеленая» экономика и ЕС – с гг. 3) 3-я промышленная революция и ЕС – с 2010 г. 4) Рекомендации
1) Устойчивое развитие Самое широко распространенное определение устойчивого развития (УР) дано в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию ("Комиссии Брундтланд") "Наше общее будущее" ( гг.) - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Государственные (властные) структуры Бизнес Общественные группы
2) «Зеленая» экономика Наиболее авторитетное и широко применяемое определение этого понятия сформулировано ЮНЕП (UNEP, 2011): «Зеленая» экономика – это экономика, которая обеспечивает долгосрочное повышение благосостояния людей и сокращение неравенства, при этом позволяя будущим поколениям избежать существенных рисков для окружающей среды и ее обеднения.
Существуют различные определения и интерпретации «зеленой» экономики. В зависимости от организации, региона и контекста, это понятие может применяться к определенным отраслям (например, землепользование или водное хозяйство), темам (например, устойчивое потребление и производство или борьба с загрязнением), принципам (например, справедливость или «загрязнитель платит») или инструментам политики (например, экономические инструменты или оценка воздействия на окружающую среду). Кроме того, это понятие может применяться и к таким основополагающим стратегиям, как интеграция экологических приоритетов в более широкую политику или формирование благоприятной структуры экономики. Поэтому в национальных докладах речь обычно идет о «зеленом» росте или «озеленении» экономики, понимаемых скорее как динамический процесс, чем как статическое состояние.
Переход на зеленый рост тесно связан с вопросами климатических изменений, в которых превалируют два стратегии: сокращения антропогенных выбросов парниковых газов и адаптация к изменениям климата. Вопросы решения проблем изменения климата и потери биоразнообразия вышли за рамки компетенции министерств окружающей среды, так как касаются вопросов перестройки экономики, промышленности, транспорта, продовольствия, миграции населения, здоровья людей, внешней политики. (Источник: Глобальный зеленый новый курс. ЮНЕП, 2009)
Концепция зеленой экономики явилась одной из 9 инициатив ООН против глобального кризиса гг. Концепция «зеленой» экономики не заменяет собой концепцию УР, однако сейчас все более распространено признание того, что достижение устойчивости почти полностью зависит от создания адекватной экономики. За десятилетия, когда новые богатства создавались с использованием модели «коричневой» экономики, общество не решило таких проблем, как социальная маргинализация и истощение ресурсов, и мы по-прежнему далеки от достижения Целей Раз- вития Тысячелетия. Устойчивость остается важней- шей долгосрочной целью, но для ее достижения мы должны сделать нашу экономику «зеленой».
Переход к «зеленой» экономике зависит от решения двух одинаково важных задач: поддержания структуры и функций экосистем (способность экосистем к восстановлению) и выработки подходов, позволяющих сократить использование ресурсов при производстве и потреблении, а также снизить соответствующее воздействие на окружающую среду (ресурсоэффективность). «Зеленая» экономика может также рассматриваться как система принципов, целей и мероприятий. Как правило, в число основных принципов «зеленой» экономики включают следующие: «Зеленая» экономика может также рассматриваться как система принципов, целей и мероприятий. Как правило, в число основных принципов «зеленой» экономики включают следующие:
равенство и справедливость как в пределах одного поколения, так и между поколениями; соответствие принципам устойчивого развития; применение принципа предосторожности в отношении потенциальных воздействий на общество и окружающую среду; адекватный учет природного и социального капитала, например, посредством интернализации внешних социальных и экологических эффектов, «зеленого» учета, учета затрат на протяжении всего жизненного цикла, а также улучшения управления с участием заинтересованных сторон; устойчивое и эффективное использование ресурсов, потребление и производство; вклад в достижение существующих макроэкономических целей за счет создания «зеленых» рабочих мест, искоренения бедности, повышения конкурентоспособности и обеспечения роста в основных отраслях экономики.
Для продвижения ресурсы эффективного и низко углерод о содержащего экономического развития, а также для контроля за процессом перехода в ЕC используют три вида инструментариев: административно-командные инструменты («жесткое право») – приказы и директивы, запрещения, ограничения по объему выбросов в атмосферу или процедуры лицензирования; экономические инструменты (ориентированные на рынок законы) – «зеленое» налогообложение, экологические платежи, сертификаты (торговые разрешения) или правила ответственности, «зеленые» субсидии и схемы продвижения, а также отказ от тех субсидий, которые наносят ущерб окружающей среде (т.е. дотирования цен на ископаемые виды топлива); добровольные инструменты («мягкое право») – информация, системы управления, периодический обмен опытом или добровольные соглашения между государственными структурами и ассоциациями частных предпринимателей («зеленые» договоры или союзы). organization.org/aoc/environprotect/Pages/130129%20MEMO%20014%20- %20%20Website_Attachment%202%20reduced%20format%20Rus.pdf (ЧЭС) organization.org/aoc/environprotect/Pages/130129%20MEMO%20014%20- %20%20Website_Attachment%202%20reduced%20format%20Rus.pdf
Инструменты «жесткого права», например: Регламент 2007/715/EU от 20 июня 2007 г. о разрешении на использование по токсичности выхлопа видов легкового пассажирского и грузового транспорта (Евро 5 и Евро 6) и о доступе к информации по ремонту и профилактике транспортных средств. Директива 2010/30/EU от 19 мая 2010 г. об указании на этикетке и в общей информации о продукте характеристик потребления энергии и прочих ресурсов энергозависимыми продуктами. Директива 2010/31/EU19 от 19 мая 2010 г. об энергопотреблении зданий: страны-члены ЕС должны обеспечить до 31 декабря 2020 г., чтобы все вводимые в строй здания имели близкое к нулевому потребление энергии; а после 31 декабря 2018 г., все новые здания, занимаемые и находящиеся во владении государственных структур, должны быть близкими к нулевому потреблению энергии и др.
Инструменты «мягкого права»: информационный центр по «зеленой» экономике/«зеленому» бизнесу (интернет- ресурс). Пример наиболее успешной практики: Сайт Infocenter Environment/Economy (IZU) «зеленые» директивы. Пример наиболее успешной практики – «Branchenleitfäden» где даны экологические советы для бизнеса: для гостиниц, предприятий общественного питания, автомобильных и транспортных предприятий, песчаных карьеров, типографий и др.;
системы управления (природопользованием) «зеленого» бизнеса. Пример наиболее успешной практики: Схемы эко-менеджмента и аудита (EMAS), Системы управления природопользованием ISO 14001; системы управления энергопользованием ISO Цель стандарта – предоставление компаниям руководства по оптимизации процесса потребления энергетических ресурсов и системному управлению данным процессом;
добровольные соглашения («зеленые» договора или союзы) между государством и деловыми структурами. Образец наиболее успешной практики: Природоохранный пакт Баварии (Umweltpakt Bayern). Правительство Баварии и представители баварской экономики добровольно взяли на себя обязательства по охране окружающей среды. Umweltpakt Bayern стал примером акций подобного рода для других федеральных земель.
Страны ЕС применяют меры экономического стимулирования развития «зеленой» политики: Налоги на энергию. В ЕС 27 налогов на энергию составляют практически 72% всех эко налогов, что в денежном выражении – 220 млрд. евро или 1,8% ВВП. В основе экологизации налоговых систем лежит идея двойного выигрыша – потенциального стимулирования занятости и поддержки конкурентоспособности национальных производителей. В настоящее время экологические налоги занимают существенное место в налоговых системах большинства стран ЕС.
Льготные налоги на возобновляемую энергетику. Закон о возобновляемых источниках энергии призван расширить создание энергетических установок на базе возобновляемых источников. Цель – увеличить долю возобновляемых источников энергии в потреблении энергии и непрерывно наращивать ее в дальнейшем. Программа повышения энергоэффективности зданий. Годовой оборот эко индустрии ЕС составляет более 300 млрд. евро (2,5 процента ВВП), около 3,4 млн. человек (1,5% всех трудоустроенных) непосредственно заняты в этой сфере. Четверть всех инвестиций – это инвестиции в чистые технологии.
Стратегия ЕС до 2020 года предусматривает интеграцию элементов «зеленой» экономики в стратегии по экономике и занятости. Концепция «зеленой» экономики увязывается евро институтами с реализацией Дорожной карты по переходу к конкурентоспособной низкоуглеродной экономике ЕС к 2050 году.
Другие меры зеленой политики: a) повышение энергоэффективности зданий; b) разработка политики в области устойчивого транспорта, в соответствии с приоритетным значением транспортировки товаров по железной дороге, и повышение эффективности городского общественного транспорта; с) сокращение потребления энергии за счет разработки и осуществления эффективных механизмов налогообложения.
«Зеленая» экономика через экоинновации США делают ставку на зеленую энергию: до 2025 г. 25% электроэнергии должно вырабатываться из возобновляемых источников. США инвестируют в экотехнологии примерно 112 млрд. долларов, делая ставку на усовершенствование гибридных двигателей и изучение высокоэффективных батарей. Китай потратил на зеленые технологии почти 20 млрд. долларов. Стимулирующие пакеты в Европе предоставляют возобновляемым источникам энергии 6 млрд. евро. 3,5 млрд. евро идут на инфраструктуру, 500 млн. евро – на оффшорные парки ветроустановок, 7 млрд. евро – на энергоэффективность – экономные автомашины, здания и фабрики.
Для каждой отрасли страны рассчитывается индекс зеленой инновационной деятельности, с помощью которого измеряется соотношение «зеленых» патентов к общему числу патентов. Хотя патенты не являются полным отражением результативности инновационной деятельности, ключевым преимуществом является то, что патентные данные доступны на очень детализированном уровне. Это позволяет сопоставить инновации в чистые технологии, такие как технологии использования возобновляемых источников энергии, электрических транспортных средств, энергосберегающих видов цемента, изоляционные устройства и т.д. Расходы на НИОКР трудно разбить по всем типам инноваций. Кроме того, расходы на НИОКР, как правило, публикуются только для крупных фирм, в то время как данные о патентах доступны для всех владельцев, в том числе малых и средних предприятий. Патентные данные успешно используются в ряде исследований зеленых инноваций.
Япония является единственной страной со средним индексом зеленых инноваций >1. Эти отрасли составляют две трети промышленного производства в Японии, по сравнению с % в других странах. Япония также имеет самый глубокий уровень зеленых инноваций в 15 крупнейших отраслях обрабатывающей промышленности. Лидирующие позиции Японии в зеленом производстве имеют длительный характер и наблюдаются давно – с 1990-х годов. Некоторые эксперты связывают это с "патентной культурой" Японии - число патентов является важным показателем эффективности компаний.
ЭНЕРГЕТИКА И СОКРАЩЕНИЕ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ Реализуется программа «Умную энергию-- Европе» в составе действующей Рамочной программы ЕС по конкурентоспособности и инновациям на 2007 – 2013 годы. ЕК приняла новую версию энергетической стратегии, согласно кото рой к 2020 г. в странах планируется увеличить на 20% долю энергии, получаемой от ВИЭ. ЕС к 2020 году планируется заменить более 20% объема получаем ого из нефти моторного топлива альтернативными источниками эне ргии, в частности, биотопливом, природным газом и водородом. Германия, Испания и ряд других стран ввели в практику новые тар ифы на подачу в сети электроэнергии от ВИЭ частных производителей. В Финляндии, Греции, Великобритании используют гранты, налоговые стимулы и даже специальные предписания, которые призваны побудить стимулирование производства и исполь зования экологически безопасных источников энергии. Евросоюз, изучив опыт Германии, разработал проект «100 тысяч со лнечных крыш» для всех стран ЕС. Сегодня в Европе строят миллионы кв. м крыш с солнечными батареями.
Зеленая экономика и УР Акцент УР – на поддержании 3 видов устойчивости: экономической, социальной и экологической. Зеленая экономика направлена на экономическую устойчивость. Она не заменяет концепцию УР, а является ее составной частью, делая акцент на улучшении устойчивости глобальной экономики. (
Главное: создание низкоуглеродной экономики и рассогласовать зависимость истощения природных ресурсов и создания отходов от экономического роста. ЗЭ обспечивает ценность экосистемных услуг и природного капитала. ЗЭ способствует сокращению выбросов ПГ, оптимизирует ресурсопользование и предотвращает потерю биоразнообразия и экосистемных услуг. Основные сектора экономики для ЗЭ: ВИЭ, «зеленые» здания, экологически чистый транспорт, управление водными ресурсами, обращение с отходами и землепользование.
Роль биоразнообразия в зеленой экономике Более тесная увязка экономической ценности БР с природным капиталом при принятии решений Экономическая ценность зависит БР является неотъемлемой основой ЗЭ: экономическая деятельность зависит от экосистемных услуг. Сохранение БР приносит экономическую выгоду, а не ограничение. Снижает риски разрушений от штормовой погоды – природная защита имущества бизнеса. Например, создание рынков экосистемных товаров и услуг. Создает доход и сберегает деньги.
ЭКОНОМИКА И ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ Длительное использова- ние продукции Ресурсоэф- фективное производст- во товаров и услуг Повторное использова- ние 1-й приоритет Перера- ботка 2-й приоритет Извлечение материалов 3-й приоритет Безопасное удаление/захоронение отходов
ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА И ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ Зеленая экономика Охрана ОС Здоровье и соцбезопа сность Зеленая занятость Сокращение выбросов ПГ/СО 2 Предотвр- ние отходов Повторн. использ-е Переработка Отходы в энергию Обращение с второтходами
Зеленая экономика и транспорт Необходимость перехода в инвестиционных моделях на принципы: устранения или уменьшения поездок через интеграцию землепользования и транспортного планирования, и локализованных производств и потребления; перехода к более экологически эффективным режимам передвижения таким, как общественный транспорт и безмоторный транспорт, а также на железнодорожный и водный транспортом (для грузовых) и улучшения топлива и транспортных средств через введение более эффективных видов топлива и транспортных средств.
Национальные меры в ЕС в области «зеленой» экономики Разнообразие организаций и ведомств, участвующих в продвижении и развитии «зеленой» экономики является следствием широкой интерпретации концепции «зеленой» экономики на национальном уровне, а также того факта, что она охватывает целый ряд отраслей и приоритетов. Как правило, министерства окружающей среды осуществляют общее руководство, располагают общей информацией по вопросам «зеленой» экономики и ресурсоэффективности, а также отвечают за интеграцию различных приоритетов в рамках данных концепций. Однако масштаб и сферы ответственности этих министерств могут существенно различаться от страны к стране, что отражает более широкие национальные приоритеты и сложившееся разграничение полномочий между ведомствами.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ -третий по величине рынок экологически чистых продуктов в Европе после Германии и Италии. Первой ввела налог на захоронение и складиро- вание отходов, а за счет полученных от этого средств снизила ставку отчислений в фонды обязательного социального страхования. Задекларировано развитие экономики с низким уровнем выброса СО2 и «зелеными технология- ми» как стратегию национального развития. В частности, обнародованы «зеленые» проекты, нацеленные на создание 100 тыс. рабочих мест в строительстве школ, больниц и железных дорог.
Создание Банка «зеленых» инвестиций (Green Investment Bank), на который в бюджете страны заложено 1 млрд. фунтов стерлингов. Исследования и технологические инновации помогут стране достичь одну из главных целей – осуществлять борьбу с изменениями климата, и создать рабочие места в области экологического производства.
ГЕРМАНИЯ Эконалоговая реформа приносит в бюджет Германии ежегодно более 20 млрд. евро зеленых налогов. Принята Национальная программа по эффективности использованию ресурсов, Национальная исследовательская стратегия по биоэкономике. Действует Программа экотехнологий Министерства исследований и технологий.
За 4 года ( гг.) мощность солнечных установок в Германии составила 26 Гвт: 69,7% (39,3+21,2+19,2) владельцев – частные лица, фермеры, малые и средние предприятия. Доля 4 самых крупных энергетических компаний в солнечной энергетике составляет 0,2%. Помесячная доля спроса (в %) на солнечную энергетику приведена на графике. Крупные энергетические компании, работающие на ископаемом топливе, теряя прибыли, занимаются дезинформацией о роли солнечной энергетики.
Германия: произв-во солнечн. (желт.), ветровой (зелен.), традиционной (уголь, газ, нефть, биомасса, гидро) энергии
ФРАНЦИЯ Меры в области климата и окружающей среды, включенные в пакет стимулирования, ориентированы в соответствии с приоритетными областями, которые установлены рамочной программой Grenelle Environnement, целью которой является выработка нового национального подхода к устойчивому развитию и создание национальной дорожной карты в области окружающей среды в интересах экологии, устойчивого развития и регулирования землепользования.
Зеленые инвестиции составляют 18,3 процента (6,1 млрд.долл. США) от общей стоимости плана оживления экономики (34 млрд. долл.США). В портфеле зеленых расходов стимулирующего пакета Франции преобладают инвестиции в энергетику, а именно в обновление существующих электростанций, инфраструктуру электросетей и возобновляемую энергетику. Меры в области климата и ОС, включенные в пакет стимулирования, ориентированы в соответствии с приоритетными областями, которые установлены рамочной программой Grenelle Environnement.
3) ЕВРОПА ПЛАНИРУЕТ ТРЕТЬЮ ПРОМЫШЛЕННУЮ РЕВОЛЮЦИЮ Еврокризис привел к пересмотру позиций ЕК в области развития. Учитывая экономическую рецессию во многих странах, являющихся членами Европейской комиссии было предложено «пересмотреть значение обрабатывающей промышленности». Доля промышленного сектора в экономике Евросоюза будет увеличена на 20% к 2020 году. В настоящее время удельный вес промышленности – около 15 процентов. Грядет «третья промышленная революция».
Две предшествующие революции - взаимодействие новых технологий связи с новыми источниками энергии. Первая промышленная революция ( ) – экономика угля и пара, механизация текстильной промышленности. Вторая (с начала 20 века) экономика нефти: конвейер, массовое производство, распространение городов, развитие науки и техники – применение стали, железные дороги, химикаты, электричество в домах, электрические средства связи - от телефона до радио и телевидения, двигатель внутреннего сгорания, автомобилизация, капиталоемкие технологии. Третья – энергетический интернет для всей экономики; нецентрализованные и неиерархические источники энергии.
Третья началась вместе с цифровыми средствам связи и производствами (3D printing). Интернет изменил мир, ожидания людей, темп и масштабы перемещения информации. Но источники энергии остались те же самые. Теперь переход на экономику знаний, объемное печатное производство, ВИЭ, дома становятся энергоединицами в распределенной неиерархической «интеллектуальной» энергосети, снижение роли ископаемого топлива, удовлетворение индивидуальных запросов вместо ширпотреба.
План ЕС предусматривает 4 основные позиции, чтобы «восстановить привлекательность Европы как производственной базы мира»: Дополнительные инвестиции в фабрики и заводы, а также финансирование научных исследований и разработок. Расширение внутреннего рынка и «открытие международных рынков» Помощь малому и среднему бизнесу стать открытым для международных рынков Создание новых рабочих мест и установление баланса спроса и предложения на рынке труда.
Реализация «зеленой» экономики и 3-й промышленной революции В обращении Генсека ООН Пан Ги Муна генеральной конференции ЮНИДО (декабрь 2011 г.) отмечалось, что переход к глобальной «зеленой» экономике потребует новой промышленной революции, связанной с широкомасштабным переходом к ресурсоэффективному росту при сокращении выбросов углерода ( r2011_russianfinal.pdf) r2011_russianfinal.pdf
29 мая 2012 г. – конференция ЕК в Брюсселе «Цель – рост. Европа во главе новой промышленной революции». Призыв – разработать экономическую программу ЗЭ для нового роста европейской экономики и единого европейского рынка. Лозунг – «Без новой промышленной политики не будет ни роста, ни занятости».
Приоритеты 3-й промышленной революции ЕС: 1)всемерный переход на ВИЭ (20% к 2020 г.): энергия солнца, ветра, гидро-, биомассы, что поможет решить энергодефицит, остановить антропогенное изменение климата планеты, сократить выбросы парниковых газов и других загрязнений в окружающую среду; 2) как собрать и перераспределить энергию - дома как энергетические установки: создание в домах энергосистем с солнечными модулями, теплоснабжение – с системами солнечных коллекторов или тепловых насосов. Здания будущего, или так называемые дома «с нулевой» энергией, станут частью распределенной энергосистемы региона и будут продавать излишки электроэнергии в центральную сеть.
Повышение энергоэффективности зданий и нвестировать в реконструкцию общественных зданий с целью повышения их энергоэффективности, а также предоставлять материальное стимулирование для озеленения домов и офисов и для их изолирования от атмосферных воздействий. Эта область с самым высоким потенциалом как для повышения эффективности, так и для создания новых рабочих мест. На здания приходится % всего энергопотребления, выделения парниковых газов и образования отходов. Применяя современные строительные технологии, можно сократить энергопотребление почти на 80% по сравнению с традиционным проектированием.
В Европе более 191 миллиона зданий, и одна из целей программы, принятой Европарламентом в 2007 году, состоит в том, чтобы в ближайшие 40 лет такими мини- электростанциями оснастить каждое из этих зданий; 3) запасание энергии - бесперебойное снабжение энергией, внедрение различных энергосберегающих технологий, переход энергосистем на ВИЭ и замена углеродных энергоносителей водородом; 4) создание «энергетического интернета» - новой конфигурации систем передачи энергии между континентами, учитывающих и распределяющих излишки энергии предпринимателей и жителей домов- общей инфраструктуры для ее передачи.
5) Переход на электротранспорт и топливные батареи, и отказ от двигателя внутреннего сгорания. Электромобили можно будет зарядить у любого здания, производящего электроэнергию, и они сами будут производить энергию. В новую эпоху топливных элементов автомобили смогут сами стать «электростанциями на колесах» с энергетическим потенциалом 20 к Вт. Средний автомобиль большую часть времени стоит припаркованным, его можно будет подключать к электрической сети в домашнем хозяйстве, в офисе или к крупной интерактивной электросети, продавая излишек выработанной энергии или водорода в сеть. Если бы всего лишь 25% автовладельцев использовали свои автомобили в качестве электростанций, то можно было бы, наверное, отключить все электростанции какой-либо страны
Экорезультативность отрасли в стране по отношению к мировой результативности в этой отрасли, зависит от трех тенденций: экопреобразование - это темпы роста зеленого сегмента рынка в пределах одного странового сектора (например, рост возобновляемой электроэнергии за счет традиционной энергетики в энергетическом секторе). изменение рыночной доли отрасли, то есть способность отрасли опережает общие темпы роста (например, рост производства электричества по мере замены традиционной электроэнергетики на ископаемом топливе для отопления и транспорта экологически чистой) важность «зеленого производства» с самого начала (например, возобновляемой энергии в отрасли сегодня по отношению к глобальным энергетике)
Европа в 2020 г. должна получать 20% электричества из возобновляемых источников. Германия уже достигла этой цели. В 2020 г. она будет иметь 35% зеленой энергии. А затем второй шаг: инвестиции в сеть, предоставляющую малым производителям возможности обмениваться энергией. В Евросоюзе имеется 191 млн. зданий. Каждое из них может стать маленькой электростанцией, черпающей энергию с крыш, стен и из мусора.
Тысячи зданий в Германии переделаны таким образом, что они производят энергию для своих потребностей, а излишки отдают в сеть. Благодаря этому возникли тысячи новых рабочих мест, а предприятия располагают доступом к дешевой энергии и тем самым становятся более конкурентоспособными. Германия делает также и третий шаг инвестирует полмиллиарда евро в технологию водородных топливных элементов, чтобы постепенно разместить их во всех зданиях и собирать в них электроэнергию от возобновляемых источников.
Европа восстановит свое положение, лишь когда она как континент и как экономическое сообщество вся пройдет через эту революцию. Когда дома в Испании, производящие днем избыточное количество энергии, смогут обмениваться ею с домами в Скандинавии, которая производит на своих гидроэлектростанциях слишком много электроэнергии ночью. Два поколения европейцев будут иметь работу от этих трансформаций.
4) Рекомендации: государственная зеленая политика должна быть сбалансированной в нескольких аспектах: Прежде всего, политика должна поддерживать инновации, как на крупных, так и на малых и средних предприятиях, поскольку и те и другие играют решающую роль в инновационных системах и часто дополняют друг друга. Во-вторых, необходимо более глубокое признание масштаба и преимуществ инноваций на низкотехноло- гических производствах и в секторах услуг. Иногда инновационная политика чрезмерно сконцентрирована на высоких технологиях, а значит оставляет без внимания большую часть экономики.
В-третьих, инновационная система должна стать более открытой для иностранных источников знаний, которые будут не заменять местные источники, а дополнять их. Важно обеспечить более высокий уровень знаний и накопление ин- новационного потенциала на предприятиях.
В-четвертых, политика должна уделять больше внимания спросу на создание знаний. Философия активного продвижения своих технологий сильно влияет на инновационную политику, смещая акцент в сторону предложения. Такая ориентация имеет серьезные ограничения в условиях рыночной экономики, где знания потребителей играют решающую роль в формировании инноваций.
И наконец, необходимо найти оптимальный баланс в политике между конкуренцией и консолидацией промышленности. Оба этих фактора могут содействовать инновациям, но перевес в сторону какого-либо из них будет тормозить инновационную деятельность. ( Источник: Обзоры инновационной политики ОЭСР, 2011)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Перелет Ренат Алексеевич Тел