14 ДЕКАБРЯ 2011 Г. Семинар-практикум «Личностно-ориентированное развитие познавательных возможностей и творческих способностей учащихся с ОВЗ» «Личностно-ориентированное развитие познавательных возможностей и творческих способностей учащихся с ОВЗ» (в рамках работы муниципальной творческой лаборатории образовательного учреждения МОУ СКОШИ 1 г. Кандалакша по теме «Педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»)
С ТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося. В основе личностно – ориентированного обучения лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике, разработанные Карлом Роджерсом.
Т ЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА технология педагогической поддержки ребенка (О.C.Газман) педагогика сотрудничества гуманно – личностная технология (Ш.А. Амонашвили) разноуровневое обучение технология полного усвоения знаний; метод проектов; дальтон – технология; личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).
П ОНЯТИЯ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИКИ Разноуровневый подход ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. Дифференцированный подход выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения. Индивидуальный подход распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности. Субъектно-личностный подход отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Р ЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ - во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения; - во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле; - в-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
О СНОВОПОЛАГАЮЩИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ УРОКА 1. Целеполагание. Цель развитие учащегося., создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог учитель ученик. 2. Деятельность учителя. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура ученик! Учитель же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет. 3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно поискового и проектного обучения, развивающего характера. 4. Отношения « учитель ученик». Субъектно субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.
С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Успехов в работе !