Современные подходы преподавания иностранных языков Мустафина Е. С., учитель английского языка МАОУ «МЛ 1» г. Магнитогорска
План семинара 1. Особенности современного урока иноязычного образования; 2. Технологическая карта урока иноязычного образования; 3. Практикум.
Традиционный урок иностранного языка Урок иностранного языка в условиях реализации нового ФГОС Урок обучения иностранному языку – урок передачи учителем и овладения учениками знаний, умений, навыков по иностранному языку. Урок иноязычного образования – урок, построенный на концепции иноязычного образования – концепции развития индивидуальности в диалоге культур. [3] Урок – это форма организации учебного процесса. Урок – это коллективно созданное (учитель ученик) пространство для реализации образовательной деятельности. [3]
Урок обучения иностранному языку Урок иноязычного образования Цель обучения ИЯ – формирование практических языковых навыков и речевых умений в конкретных прагматических целях (ЗУНы). [1] Содержание – это все то, чем должен овладеть учащийся на занятиях по языку (ЗУНы). Цель иноязычного образования – достижение личностного, общекультурного и социокультурного развития учащихся посредством реализации образовательного потенциала ИЯ; ЗУНы Человек? Компетент- ность коммуникативная компетенция речевая компетенция языковая компетенция социокультурная компетенция компенсаторная компетенция учебно-познавательная компетенция [2]
Содержание образования – иноязычная культура. Иноязычная культура – часть общей культуры человечества, которой учащийся может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования. Овладение иноязычной культурой вносит вклад в становление учащегося как субъекта своей родной культуры. Язык – это часть культуры. Лексические единицы и грамматические явления – факты культуры. [3]
Компетентность: метапредметная, предметная. Метапредметная: философские категории, законы; УУД. Результаты изучения иностранного языка: -личностные -метапредметные (УУД) -предметные
Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении иностранного языка : формирование мотивации изучения ИЯ и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «ИЯ»; осознание возможностей самореализации средствами ИЯ; стремление к самосовершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность; формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа, толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны; готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию. [4]
Метапредметные результаты изучения ИЯ в основной школе – УУД УУД - способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. [4]
Типы уроков по новому ФГОС: урок «открытия» нового знания; урок общеметодологической направленности; урок развивающего контроля; урок рефлексии.
Цель урока «открытия» нового знания: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Цель урока общеметодологической направленности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Цель урока развивающего контроля: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Цель урока рефлексии: формирование у учащихся способностей к рефлексии - фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.
Технология критического мышления через чтение и письмо на уроке ИЯ Стадия Функция Вызов / evocation Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме). Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). Осмысление содержания /Realization of meaning Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания). Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме). Рефлексия / reflection Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Информационная (приобретение нового знания). [1]
Технология критического мышления – стадии и методические приемы Стадия (фаза) Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы I. Вызов Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. составление списка известной информации; рассказ-предложение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах и в группах. [1]
Технология критического мышления – стадии и методические приемы Стадия (фаза) Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы II. Осмыслен ие содержан ия Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому. Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения: маркировка с использованием значков; ведение различных записей; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. [1]
Технология критического мышления – стадии и методические приемы Стадия (фаза) Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы III. Рефлек -сия Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. заполнение кластеров, таблиц; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация дискуссий; написание творческих работ. На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. [1]
Список литературы 1.Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, – 223 с. 2. Мильруд Р. П. Учебно-методические материалы к Программе дополнительного профессионального педагогического образования. – М.: Просвещение, 2011 – 189 с. 3. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. «Развитие индивидуальности в диалоге культур» М.: Просвещение, 2000 – 159 с. 4. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 – 9 классы: проект. – 4-у изд., исп. – М.: Просвещение, – 144 с.