Инклюзивное ( включающее ) образование базируется на восьми принципах : 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди нуждаются друг в друге. 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Включение – это не интеграция : - Включение – это больше, чем интеграция. - Дети учатся вместе в обычной школе. - Специалисты приходят помогать детям. - Обычные школы изменяются. - Внимание на возможности и сильные стороны ребенка. - Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные. - Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью. - Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих.
Основные принципы инклюзивных сообществ : - Быть инклюзивным означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения ( включая детей с инвалидностью ). - Инклюзия – это принадлежность к сообществу ( группе друзей, школе, тому месту, где живем ). - Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. - Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. - В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива. - Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Важные составляющие инклюзии Неверные представления об инклюзии - Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику. - Всесторонне планируйте инклюзию. - В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя, и администрация школы. - Включайте родителей. - Сформируйте понимание инвалидности у работников ( школы, детского сада ) и учеников. - Обучайте весь персонал школы ( включая охранников, поваров и т. п.) - Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно. - Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать. - Фокусирование не на целях, а на действиях. - Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка. - Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию.
Существующие барьеры Законодательные ресурсы - Архитектурная недоступность школ. - Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми. - Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей - инвалидов в процесс обучения в классах. - Родители детей - инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки. - Неготовность общества к принятию инвалидов. - Конституция Российской Федерации. - Закон Российской Федерации « Об образовании ». - Федеральный закон « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации » от Ф. - Протокол 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. - Конвенция ООН о правах ребенка. - Конвенция ООН о правах инвалидов. - Саламанская декларация.
Правила инклюзивной школы Принципы формирования индивидуальной программы обучения - Все ученики равны в школьном сообществе. - Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня. - У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития социальных связей. - Планируется и проводится эффективное обучение. - Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т. е. социальную интеграцию среди сверстников. - Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика. - Семьи активно участвуют в жизни школы. - Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности. - Подходит для всех учеников ( не только для учеников с инвалидностью ). - Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика. - Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения. - Применима ко все составным частям программы и к привычной манере поведения в классе. - Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения. - Составлена с целью повышения успешности ученика.
Обычный учитель может быть успешен при условии если он : - Он достаточно гибок. - Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы. - Он уважает индивидуальные различия. - Он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива. - Он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе. - Он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.
Результаты инклюзии : - У учеников ест возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса. - Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов. - Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны. - Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика. - Появляются возможности для обобщения и передачи навыков. - Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков. - Существуют процедуры оценки эффективности.
Заключение Инклюзивные сообщества включают : - Изменение взглядов в целом : « Разнообразие включает каждого ». - Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения. - Чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается. - Возможность для каждого быть успешным. Социальные изменения : - Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным. - Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе. - Начните с вашего маленького сообщества, и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения опыта. - Действие отличается от убеждений и теории.