Китайгородская Галина Александровна Директор Центра интенсивного обучения иностранным языкам МГУ; заведующий кафедрой истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ, член Общественного совета города Москвы; доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук Высшей школы, Лауреат Ломоносовской премии, кавалер ордена "Почетный знак Петра Великого
Основные результаты : Г. А. Китайгородская - автор оригинальной концепции и созданной на ее основе системы интенсивного обучения иностранным языкам. Разработанный ею метод "Активизация резервных возможностей личности и коллектива" вот уже на протяжении многих лет успешно используется в практике обучения на разных уровнях системы образования. В отличие от традиционных методик преподавания иностранных языков система Китайгородской опирается на психологические резервы личности и коллектива при направленном управлении социально-психологическими процессами общения в группе, что позволяет обучаемым в сжатые сроки легко и эффективно перерабатывать огромные объемы новой информации
Г.А. Китайгородская является создателем уникальной системы переподготовки преподавателей иностранных языков, в рамках которой за 30 лет подготовлены многие поколения преподавателей как из России и стран СНГ (Нижний Новгород, Сочи, Киев, Ижевск, Тобольск, Улан- Удэ, Сыктывкар и др.), так и из других стран (Финляндии, Польши, Болгарии, США, Чехии, Швеции и др.). В последние годы Г. А. Китайгородская огромное внимание уделяет подготовке учителей для средней школы.
Основные монографии и учебники: 1. Методика интенсивного обучения иностранным языкам (1982, 1986). Монография. 2. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам (1988). Монография. 3. Интенсивное обучение. Теория и практика 4. Учебник французского языка для начального этапа обучения ( пять переизданий, последнее 2000 г.). 5. Метод активизации возможностей личности и коллектива (2001).
6. Интенсивное обучение иностранным языкам / Сборник статей. 7. Метод активизации: актуальные проблемы развития / Сборник статей. 8. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. Монография. По инициативе Галины Александровны с 1978 года организовано издание сборников статей, включающих все новейшие результаты учебно- методической и научно-исследовательской работы, а также учебников и учебно-методических пособий.
Публикации: Г. А. Китайгородская опубликовала более 50 научных работ, посвященных различным аспектам интенсивного обучения. Г.А. Китайгородская читает основные лекционные курсы для преподавателей, учителей школ, стажеров по различным аспектам системы образования, технологиям обучения и др.
Ефим Израилевич Пассов ( 19 апреля 1930,) доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ. Е. И. Пассов известный учёный в области методики иноязычного образования, один из основоположников коммуникативного метода в обучении иностранным языкам, автор Концепции развития индивидуальности в диалоге культур.
Достижения в лингвистической методике Доказал принципиальное отличие речевого навыка от двигательного, что легло в основу разработки методики условно-речевых упражнений; Вывел математическую формулу приёма, которая может служить для составления компьютерной программы эвристичности приемов и оценки их потенциальной адекватности конкретным целям в 1968 впервые в мире сформулировал принципы коммуникативного обучения речи; впоследствии создал первую теорию-модель коммуникативного обучения речи, в дальнейшем ставшую основой теории коммуникативного иноязычного образования Определил стадии формирования лексических, грамматических и произносительных навыков и уровни развития речи; разработал трёхступенчатую схему овладения речевым материалом от формирования речевых навыков к их совершенствованию и развитию речевого умения, положенную в основу типологии уроков иностранного языка
Ввёл в методике новый комплекс понятий, опирающихся на концепцию «иноязычного образования» в противовес традиционной концепции «обучения иностранным языкам». Пассовым впервые предложен термин «иноязычная культура» для обозначения предмета иноязычного образования и переосмыслен ряд традиционных методических терминов: «приём» как интеграция операционных действий, материальных средств, способов и условий, адекватных цели; «адекватность»; «средства обучения» (упражнения как деятельностные средства); «ситуация» и «ситуативная позиция» (для обозначения соответственно системы взаимоотношений и совокупности факторов, определяющих эти взаимоотношения); «принцип» и «иерархия принципов»; «уровень системности упражнений»; «факт культуры», «проблема» (в системе понятий Пассова включающая десять инвариантных «предметов обсуждения») и другие
Предложил решение проблемы отбора речевого материала путём моделирования системы речевых средств и культуры страны изучаемого языка Разработал новый подход к организации речевого материала (так называемая проблемная организация, в отличие от традиционной тематической); новый подход позволяет организовать речевой материал, моделируя эвристические формы реального общения Разработал ряд новых материальных средств обучения, в том числе функционально-смысловые таблицы, лексико-грамматические таблицы, логико-синтаксические схемы, логико-смысловые карты проблемы и карты ситуативной позиции
В общей методике Разработал новый подход к решению ключевых проблем методики, в числе которых проблема статуса методики как самостоятельной науки нового типа Разработал понятие логики урока, включающее четыре аспекта: целенаправленность, целостность, динамичность, связность Разработал схему генезиса методического мастерства учителя Разработал номенклатуру профессиональных умений учителя (проектировочные, адаптационные, организационные, коммуникативные, мотивационные, контролирующие, исследовательские, вспомогательные) и уровни профессионализма (уровень грамотности, уровень ремесла и уровень мастерства )
Основные работы Коммуникативные упражнения. Переиздание: Беседы об уроке иностранного языка: Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков. Урок иностранного языка в школе. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность.
Концепция высшего профессионального педагогического образования (на примере иноязычного образования). Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Переиздание: Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. Методология методики: теория и опыт применения (избранное ).
Сергей Филиппович Шатилов С.Ф. Шатилов как руководитель нового направления в теории обучения иностранных языков впервые в истории методики предложил новую модель речевой деятельности, в которую компонентами входили знания, навыки и умения. Из «модели» ушли понятия «первичные умения» и «вторичные умения». С.Ф. Шатилов ввел понятия «языковые навыки», которые он определял как операции с языковым материалом (фонетическим, лексическим, грамматическим) вне условий коммуникации, и «речевые навыки», которые он интерпретировал как навыки интуитивно-правильного пользования речевым материалом в условиях реального общения. Была доказана особая роль языковых навыков, а также знаний в формировании речевых навыков.
Основные работы Немецкий язык : Учебник : 2-й г. обучения (для 6 кл. сред. общеобразов. шк.) Факультативный курс немецкого языка для учащихся 9-го кл. сред. шк. Методика обучения немецкому языку в средней школе [Учеб. пособие для пед. институтов по спец. N2103 "Иностр. яз."] Немецкий язык для начинающих. Первый год обучения. Методические рекомендации по работе с учебником "Deutsch für Anfänger Немецкий язык Учеб. пособие : 1-й год обучения : (Для 5-го кл. сред. общеобразоват. шк.)