Томск 2014 Фишер Т.В. Попова А.А.
Содержание Что такое здоровье человека? Общие черты, присущие здоровым людям Определение салютогенеза Основные положения салютогенеза Принципы салютогенеза Методико-дидактические принципы работы вальдорфского детского сада Салютогенетический подход – стратегия в формировании здоровья детей-дошкольников Чувство когерентности
Что же такое здоровье человека? Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье, как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Общие черты, присущие здоровым людям, согласно А.Маслоу -они способны лучше воспринимать действительность; -они способны хорошо относиться к себе, другим и природе; -они естественны, спонтанны и просты; -они автономны и активны; -они с уважением, радостью и удивлением относятся к основополагающим жизненным благам, признавая их ценность;
Общие черты, присущие здоровым людям, согласно А.Маслоу они обладают чувством солидарности; -им присущ демократический склад характера; -у них выраженные этические задатки; -их юмор носит не язвительный, а философский характер; - все здоровые люди без исключения склонны к творчеству.
Определение салютогенеза. Слово салютогенез является комбинацией латинского слова «salus», что в переводе означает здоровье, и греческого «genesis» - творение, происхождение. Этим словом сегодня называют новое исследовательское направление в медицине, педагогике, психологии, которое занимается истоками здоровья. Цель салютогенеза – привлечь внимание людей к источникам индивидуального и социального здоровья.
Основные положения салютогенеза Принцип гетеростаза – способность быть в высокой степени гибким и приспосабливаться, уметь противостоять чужому воздействию, справляться с конфликтами. Учиться выдерживать стрессы и расширять пределы того, что ты можешь выдержать. Развитие у человека чувства когерентности (чувства сопричастности миру и связи с ним). Развитие способности сопротивления обстоятельствам. Развитие ответственности за все, что происходит вокруг.
Принципы салютогенеза: 1. В телесной области это способности преодолевать конфликтные ситуации, получая при этом силы. Для ребенка это означает - переболеть детскими болезнями, поскольку это способствует развитию его иммунной системы, способности к саморегуляции и самоисцелению.
2. В душевной области речь идет о том, чтобы вырабатывать чувство взаимосвязи всего происходящего. Это чувство когерентности (связанности) развивается тогда, когда у ребенка благодаря воспитанию развивается мировоззрение, в котором мир выглядит полным смысла, понятным и доступным.
Третьим, решающим принципом, является духовная сопротивляемость, которая возникает благодаря доверию к ходу и смыслу человеческого развития.
Методико-дидактические принципы работы вальдорфского детского сада - воспитание через подражание и пример; - ритм и повторение; - художественно-эстетический общий фон; - многообразные формы игровой деятельности. В принятом ФГОС дошкольного образования, с первых строк отражаются заложенные в нем салют о генетические принципы.
Салютогенетический подход – стратегия в формировании здоровья детей – дошкольников. Фундамент здорового образа жизни ребенка: Понятность, т.е. уверенность в том, что самого себя и мир можно понять и познать. Выполнимость,т.е. вера ребенка в собственную дееспособность,в способность строить свою жизнь. Осмысленность,т.е. способность постичь смысл происходящего. Эти три аспекта, становясь способностями ребенка, формируют важнейший постулат салютогенеза - чувство когерентности.
Чувство когерентности Чувство когерентности – это переживание ребенком своей включенности в окружающий мир, взаимосвязи и согласованности с ним. Когда человек познает себя и окружающий мир, ощущает себя творцом, создающим нечто осмысленное, чувствует внутреннюю опору, тогда у него больше шансов стать более здоровым телесно, душевно – духовно, социально и не сломаться под грузом жизненных испытаний.
Спасибо за внимание!