АНДРАГОГИКА В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Приходько В.Н. – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой андрагогики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Андрагогика – теоретическая основа методической работы.
Advertisements

Педагогика Искусство и наука обучения детей Андрагогика Искусство и наука помощи взрослым в обучении.
АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ Змеёв С.И Волгоград, 2011.
Андрагогический подход в образовании взрослых Кузнецова И.Ю. методист лаборатории андрагогики ГОУ «КРИРПО»
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПЕДИАТРОВ С ПОЗИЦИЙ АНДРАГОГИКИ Мельник В.М., Гавриков Л.К., Шапошникова Н.Ф. Кафедра педиатрии.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Андрагогика Плешакова Н.Л., проректор по учебно-методической работе ИПК и ППРО ТО.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Боброва Елена Валентиновна доцент кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО «Институт развития образования»
Андрагогика – теоретическая основа методической работы Е.В. Василевская, к.п.н., доцент кафедры образования взрослых АПК и ППРО.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Педсовет Тема: Изменение функций современного учителя.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Сущность профессионально – педагогической деятельности Педагогическая деятельность представляет собой особый.
Транксрипт:

АНДРАГОГИКА В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Приходько В.Н. – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой андрагогики Запорожского областного института последипломного педагогического образования Присяжнюк Ю.С. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры андрагогики Запорожского областного института последипломного педагогического образования

Андрагогика (греч. άνρος – взрослый человек и άγωγή – руководство, воспитание) – педагогика взрослых, одна из педагогических наук, занимающаяся исследованием проблем обучения, самообразования и воспитания взрослых. Андрагогика выстраивает свою систему воспитания и образования взрослых на основе педагогики и ее производных. Главное, что различает образование детей и образование взрос­лых это наличие опыта и использование его в образовании. Именно опыт дает человеку взрослость и зрелость, он же порождает проблемы, которые взрослые хотят решить в процессе образования.

Педагогика Искусство и наука обучения детей Андрагогика Искусство и наука помощи взрослым в обучении

В самом широком понимании андрагогику можно определить так: Андрагогика (греч. άνρος – взрослый человек и άγωγή – руководство, воспитание) – педагогика взрослых, одна из педагогических наук, занимающаяся исследованием проблем обучения, самообразования и воспитания взрослых. Андрагогика – раздел теории обучения и воспитания взрослых, изучающий специфические закономерности усвоения знаний и овладения навыками и умениями взрослым субъектом в процессе познавательной деятельности, а также особенности управления этой деятельностью андрагогом (греч. άνθρωπός – воспитатель, обучающий взрослых).

Принципы андрагогики исходят из двух основных положений: первое утверждает, что ведущая роль в процессе обучения принадлежит самому взрослому человеку; второе – что процесс осуществляется в процессе совместной деятельности тех, кто учится, и тех, кто учит.

Генеральная сессия ЮНЕСКО, Найроби, 1976 г. Взрослым называют любого человека, которого признали взрослым в том обществе, к которому он принадлежит

Взрослый человек имеет пять специфических характеристик: 1) осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью; 2) обладает некоторым запасом жизненного, профессионального, социального опыта, который становится все более важным источником обучения; 3) в основе личностной готовности к образованию лежит желание с помощью образования решать свои жизненно важные проблемы и достигать конкретных целей; 4) желает быстрой реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств; 5) учебная деятельность взрослого человека в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными и социальными факторами.

Функции образования взрослых: – компенсирование недостатков предыдущих уровней образования; –обеспечение баланса собственно компетентности и современных требований к профессионалу; –регулирование отношений со стремительно меняющимся внешним миром (адаптационная функция); –доступ к необходимой информации, ее поиск, отбор, систематизация, производство, использование (информационная функция); –овладение новыми методами, способами действий (развивающая функция); –усвоение взрослыми социального опыта; –приобщение к современным требованиям культуры деятельности.

Детство Взрослость Зависимость Субъективность Низкая подготовка Узкий диапазон ответственности Концентрация на подробностях Требование определенности Аффективность Поверхностные связи Относительно узкие интересы Автономия Объективность Высокая подготовка Широкий диапазон ответственности Концентрация на принципах Толерантность для определенности Рациональность Глубокие связи Широкие интересы и др. Образовательный процесс как андрагогический отличается от педагогического

Исходные, основополагающие посылки андрагогики: 1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он и обучающийся, а не обучаемый). 2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым. 3. Взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег. 4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.

5. Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний, личностных качеств и ценностных ориентаций. 6. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения. 7. Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, создания условий, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.

Для чего учатся взрослые? Для удовлетворения любопытства или разрешения загадки Для ответа на вопрос Для получения удовольствия от применения нового навыка Ради чистого удовольствия от учебы Для встречи с другими людьми, у которых такие же интересы Другие причины

Возрастные периоды жизни человека

Определение взрослого обучающегося как человека, обладающего пятью основополагающими характеристиками, отличающими его от невзрослых обучающихся: 1)он осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью; 2)он накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его.самого и его коллег; 3)его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретные цели; 4) он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных ориентации; 5)его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, профессиональными, бытовыми, социальными факторами (условиями).

Особенности взрослого учащегося

Взрослые имеют тенденцию связывать то, чему их учат, с тем, что они уже знают. Взрослым нужно активно принимать участие в учебном процессе. Взрослые учащиеся должны верить в компетентность преподавателя. У взрослых наблюдается возрастное снижение обучаемости. Взрослые ученики более целенаправленны. У взрослых имеется прошлый учебный опыт. У взрослых устоявшиеся привычки. У взрослых имеются мнения о том, чему их учат.

Педагогика Андрагогика Опыт Незначительный Ученики – богатый источник обучения Готовность Задачи развития общественных ролей Биологическое развитие, социальное давление Временнаяперспектива Отсроченное применение Немедленность применения Ориентация на обучение Центр на предмете Центр на проблеме

Педагогика Андрагогика Планирование Учителем Механизм для взаимного планирования Диагноз потребностей Учителем Взаимное само осмысление Формулирован ие целей Учителем переговоры Взаимные переговоры Оценка Учителем Взаимное переосмысление потребностей, взаимное изменение программы Климат, Авторитарный, конкурентный,, Взаимность, уважение, сотрудничество

Три ступени обучения слушать видеть делать «Услышу и забуду, увижу и запомню, сделаю и пойму»

Пирамида обучения Лекции 5% Чтение 10% Видео- и аудиоматериалы 20% Демонстрация 30% Дискуссионные группы 50% Практические действия 75% Обучение других, безотлагательное применение знаний 90%

Стадии процесса усвоения 1. Осознание 2. Интерес 3. Оценка 4. Испытание 5. Усвоение или отвержение

Сдерживающие факторы обучения: 1. Индивидуальные: семья, связанные с домом проблемы 2. Вопросы по поводу перспективности обучения, его ценность, целесообразность, качество 3. Отсутствие мотивации, безразличие к учебе вообще 4. Отсутствие уверенности в своих способностях 5. Несовместимость времени и места

Мотивация обучения взрослых Стимулируя любопытство Демонстрируя полезность Гарантируя небольшой риск для учащихся Определяя потребности

СРЕДА ОБУЧЕНИЯ Физическая: Освещение Звук Температура Оснащенность Психологическая: Язык Уровень образования Отсутствие опасности Свобода выражения идей и мнений корректировка содержания в ответе на пожелания курсантов

Факторы, влияющие на эффективность обучения Личность преподавателя Его преподавательская философия Знание особенностей взрослых Применение активных методов в процессе обучения

10 типов преподавателей: 1. Просветители 2. Садовники 3. Тренеры 4. Источники информации 5. Проблематизаторы 6. Посредники 7. Контролеры 8. Артисты 9. Практики 10. Ремесленники

Образ идеального андрагога 1. _______________ 2. _______________ 3. _______________ 4. _______________ 5. _______________

Образ идеального преподавателя-андрагога 1. личность 2. компетентность 3. своя философия 4. эффективное использование методов и приемов обучения

Обязательные личностные качества преподавателя Умение общаться с людьми Уважительное отношение к коллегам и обучаемым Умение использовать всевозможные методы и способы в процессе обучения взрослых Желание обмениваться опытом с коллегами Стремление к самосовершенствованию на протяжении всей жизни Умение сформировать свои собственные философские образовательные позиции и разработать свой собственный свод законов по этике преподавания

Педагогическое кредо (философская позиция) 1. Философия способствует пониманию человеческих взаимоотношений. 2. Философия помогает выделить, проанализировать и понять свои собственные жизненные позиции. 3. Философия развивает умение быть гибким и последовательным в работе со взрослыми. 4. Философия учит терпимо относиться к людям.

Формируем свою философскую позицию 1. Что я думаю о природе человека? 2. Что я думаю о взрослых в роли учеников? 3. Что я думаю о своей роли в качестве преподавателя, работающего со взрослыми? 4. Каковы мои моральные принципы?

Показатели правильно выбранной профессиональной позиции андрагога Открытость и доверие взрослой аудитории Высокая степень внутренней включенности слушателей в работу Устойчивость познавательной активности учащихся Искреннее обращение слушателей за помощью друг к другу и преподавателю Предъявление своей проблематики для совместного обсуждения в ходе занятий

Требования, которые необходимо соблюдать, работая со взрослыми: Темп сообщаемого материала должен соответствовать темпу овладения им учащимся. Представление новой информации следует давать в начале обучения. Соединение визуальной и вербальной информации. Предоставление возможности применения материала на практике.