ТЕМА 2 Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции
План 1. Сущность и структура педагогической деятельности. 2. Педагог как субъект педагогической деятельности. 3. Педагогический профессионализм и этапы его становления. 4. Педагогическая квалиметрия.
Сущность педагогической деятельности Педагогическая деятельность Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе Профессиональная педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие обучающихся.
Структура педагогической деятельности Структура Структура (лат. structure строение, расположение, порядок) – совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта. В психологии и философии основные компоненты структуры деятельности – это цель, мотивы, действия и результат. С учетом данного понимания деятельности структуру педагогической деятельности можно представить как единство субъекта и объекта педагогической деятельности, их потребностей, целей, мотивов методов и средств педагогической деятельности, педагогических действий (операций), предмета и результата; (продукта) педагогической деятельности, оценки результата и корректирующих педагогических действий.
Структура деятельности человека Цель (представление о желаемом результате) Цель Мотив (побуждает и направляет ) Потребность Потребность Действия и операции Действия Средства Предмет Результат (удовлетворяет потребность) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Субъект педагогической деятельности Субъект педагогической деятельности – педагог. Объект педагогической деятельности Объект педагогической деятельности – личность ребёнка. Главное условие возникновения педагогической деятельности – наличие общественной потребности передавать новым поколениям опыта предыдущих поколений. Условием успешности педагогической деятельности является активность самого ребёнка его в обучении и воспитании. Поэтому ребёнок – не только объект педагогического воздействия, но и субъект познания и самовоспитания.
Основные виды педагогической деятельности Преподавание 5. Преподавание как деятельность педагога имеет дискретный характер. Преподавание не предполагает обычно взаимодействия с учащимися в подготовительный период. 6. Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе преподавания – уровень усвоения ЗУНов, овладения способами решения познавательных и практических задач. Результаты учения легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно- количественных показателях. Воспитательная работа 4. Результаты воспитательной деятельности имеют вероятностный характер, так как педагогические воздействия воспитателя пересекаются с формирующими влияниями среды, не всегда положительными. 5. Воспитательная работа может оказывать опосредованное влияние на воспитанников. Подготовительная часть в воспитательной работе нередко более значима и продолжительна, чем основная часть. 6. В воспитательной работе сложно выделить и соотнести результаты деятельности воспитателя с выработанными критериями воспитанности, их трудно предвидеть, и они намного отсрочены во времени.
Компоненты структуры педагогической деятельности Гностический деятельность по изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов и явлений. Гностический – деятельность по изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов и явлений. Проектировочный постановку целей обучения и воспитания, определение стратегии и способов их достижения. Проектировочный – постановку целей обучения и воспитания, определение стратегии и способов их достижения. Конструктивный Конструктивный – отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса; планирование своих действий и действий учащихся; проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса. Организаторский Организаторский – выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, формирование коллектива, а также на организацию собственной деятельности. Коммуникативный установление педагогически целесообразных отношений учителя с воспитанниками, другими педагогами школы, родителями. Коммуникативный – установление педагогически целесообразных отношений учителя с воспитанниками, другими педагогами школы, родителями.
Педагог как субъект педагогической деятельности Основные виды педагогической деятельности Преподавание – педагогическая деятельность, направленная на управление учебно-познавательной деятельностью школьников. Преподавание – педагогическая деятельность, направленная на управление учебно-познавательной деятельностью школьников. Воспитательная работа – педагогическая деятельность, направленная на управление разнообразными видами деятельности воспитанников и организацию воспитательной среды для решения задач разностороннего развития личности. Воспитательная работа – педагогическая деятельность, направленная на управление разнообразными видами деятельности воспитанников и организацию воспитательной среды для решения задач разностороннего развития личности. Позиция педагога – Позиция педагога – это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности в целом и в педагогической деятельности, в частности.
Педагогический профессионализм и этапы его становления Педагогические умения – Педагогические умения – это совокупность последовательных действий, основанных на теоретически знаниях, педагогических способностях и направленных на решение педагогических задач. Дадим краткую характеристику основных педагогических умений. Аналитические умения – Аналитические умения – умения анализировать педагогические явления, теоретически их обосновывать, диагностировать, формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы и решения. Прогностические умения – Прогностические умения – умения представить и сформулировать диагностируемые цели и задачи своей деятельности, отобрать методы их достижения, предвидеть возможные отклонения при достижении результата; прогнозировать образовательные и развивающие возможности содержания взаимодействия участников образовательного процесса, умения прогнозировать развитие личности, коллектива.
Педагогический профессионализм и этапы его становления Проектировочные, или конструктивные умения – умения планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей, особенностей, умения определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных задач и особенностей участия ков, умения определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них, умения планировать индивидуальную работу с учащимися, отбирать оптимальные формы, методы и средства обучения и воспитания, планировать развитие воспитательной среды и т. д. Рефлексивные умения связаны с контрольно- оценочной деятельностью педагога, направленной на себя. (Рефлексия педагога – это деятельность по осмыслению и анализу собственной педагогической деятельности.).
Педагогический профессионализм и этапы его становления Организаторские умения Организаторские умения представлены мобилизационными, информационно- дидактическими, развивающими и ориентационными умениями. Коммуникативные умения Коммуникативные умения включают три взаимосвязанные группы: перцептивные умения, собственно умения педагогического (вербального) общения и умения (навыки) педагогической техники. Педагогическая техника – это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера). Педагогическая техника – это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера).
Результаты профессионального становления педагога учителя может быть охарактеризована как синтез профессионально- педагогической направленности, профессиональных знаний, педагогических, способностей и педагогических умений. Профессионально-педагогическая культура учителя может быть охарактеризована как синтез профессионально- педагогической направленности, профессиональных знаний, педагогических, способностей и педагогических умений. в свою очередь есть высший уровень развития профессионально-педагогической культуры. Мастер – это специалист, достигший высокого искусства в своей профессии. Педагогическое мастерство в свою очередь есть высший уровень развития профессионально-педагогической культуры. Мастер – это специалист, достигший высокого искусства в своей профессии. деятельность по внесению и осуществлению новых прогрессивных идей, методов, форм, технологий в педагогический процесс и их применение наряду с традиционными подходами. Педагогическое новаторство есть деятельность по внесению и осуществлению новых прогрессивных идей, методов, форм, технологий в педагогический процесс и их применение наряду с традиционными подходами.
Система непрерывного образования учителя Довузовский (допрофессиональный) этап. У отдельных учащихся уже в школьном возрасте проявляются склонности и способности к педагогической работе: они общительны, испытывают привязанность к детям, обладают эмпатией, гуманностью, терпимы по отношению к другим и т. п. Вузовский (профессиональный) этап. На этом этапе студенты – будущие педагоги – получают систематическую общеобразовательную и профессиональную подготовку в средней специальной или (и) высшей школе. Учебный процесс в вузе предлагает студентам различные формы обучения (лекционные, семинарские, лабораторные занятия, учебную и производственную практику). Послевузовский этап (последипломное образование) – постоянное совершенствование профессионального мастерства. Первый год – вхождение в профессию. Учитель со стажем работы до пяти лет имеет статус молодого учителя. Обычно после 3-5 лет работы учитель начинает изучать и осмысливать свой опыт, опыт коллег, обобщает его.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КВАЛИМЕТРИЯ Это направление в педагогике, раскрывающее методологию, теорию и практику комплексного изучения и оценки качества педагогических объектов, явлений и процессов (от лат. сvаl – качество и metros – измерять). В педагогической практике педагогическая квалиметрия реализуется как аттестация педагогических работников. Под аттестацией понимают изучение деятельности педагогов с целью установления соответствия занимаемой должности и присвоения одной из квалификационных категорий. В Беларуси сложилась практика официальной аттестации педагогов в зависимости от уровня профессионального мастерства. В рамках аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда. После аттестации педагогам присваиваются вторая, первая и высшая квалификационные категории.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!